Зрительский суд

Рубрики: [Кино]  

Российское кино стремительно меняет свои очертания. Идя в ногу со временем, оно поворачивается к народу лицом. В прямом смысле. Творцы будущих шедевров, утратив всякую надежду на поддержку государства (что с таким «культурным» министром, как Мединский, не удивляет), обращаются за финансовой поддержкой непосредственно к будущему зрителю.

Анастасия Разлогова

В интернете стал популярным так называемый краудфандинг (crowd-толпа, funding-финансирование), с помощью которого зритель может напрямую поддержать понравившийся ему проект. Логика проста: если люди хотят смотреть живое кино, им придётся его финансировать. В противном случае они будут смотреть лишь то, что сделано по лекалам, давно просчитанным, отмерянным и отрезанным.

Не так давно на краудфандинг-платформе Planeta.ru появилась страничка ещё не рожденного экспериментального фильма «Прикосновение ветра», который своими силами пытаются создать три молодые женщины. Их энтузиазм тронул. Во-первых, потому, что помянутый проект никак не может осуществится за счет семейных бюджетов представительниц интеллигентных профессий; во-вторых, потому, что судьба в нём играет ключевую роль; и, в-третьих, потому, что у такого фильма нет коммерческой судьбы, а только особая фестивальная. Лента скорее всего окажется гениальной, но никогда не будет «для всех».

Так кто же эти «три девицы под окном», которые решили замахнуться на поиски смысла? Одна из них – Ольга Веремеева – начинающий режиссёр-дебютант, для которой «Прикосновение ветра» – первый проект; вторая – Елена Демидова, опытный, отмеченный разнообразными профессиональными премиями режиссёр-документалист; третья – Анастасия Разлогова – начинающий продюсер, которая ранее занималась только документальными лентами и производством телепрограмм.

Ольга Веремеева

К этому «боевому отряду» не побоялась присоединиться Юлия Ауг – талантливая и успешная актриса с непростым характером.

– Меня не смутило, что у режиссёра это первый проект, у меня обычно удачно складывается с дебютантами, я не боюсь дебютантов», – говорит Юлия (её роли в фильмах режиссёров-дебютантов «Враги» и «Интимные места» отмечены несколькими кинонаградами).

В фильме «Прикосновение ветра» она сыграла сразу две роли – героиню, придуманную автором, и саму себя в документальной части фильма. Съёмки проходили в центре буддизма России – Бурятии.

Помимо того, что меня невероятно вдохновляла возможность побывать в этом удивительном мире буддистских монастырей, совершенно незнакомом мне, меня ещё вдохновляла история с двумя параллельными способами существования игрового и документального кино, – признаётся актриса.

Елена Демидова, режиссёр документальных сцен, поехала вместе со съёмочной группой в Бурятию не для того, чтобы снять традиционный фильм о фильме, а для того, чтобы зафиксировать живую ткань жизни, из которой рождается произведение. Ведь без понимания контекста невозможно адекватное прочтение произведения, о чём бы речь ни шла. Незримое присутствие «свидетеля» призвано придать картине необходимую глубину.

Идея фильма принадлежит Ольге Веремеевой. История проста: актриса (Юлия Ауг) едет в Бурятию сниматься в документально-художественном фильме о женщине, которая едет в Бурятию и оказывается ровно в тех же местах и аналогичных обстоятельствах, что и её героиня. Обе они воочию видят феномен Итигэлова (главы буддистов России, тело которого сохранно по сей день, при том, что родился он в 1852 году), и этот опыт накладывает на судьбу обеих героинь неизгладимый отпечаток.

Елена Демидова

Интересна не столько сама интрига, сколько сходство героини и актрисы, её играющей.

У обеих есть внутренние страхи. И обе они никак не могли пойти на риск… сделать какие-то шаги в своей жизни важные, – объясняет Ольга Веремеева, которая является и автором сценария.

И у героини, и у актрисы взрослые дочери, но главное, что их роднит, это внутренняя потребность сделать в жизни что-то важное. Не просто прожить её в стандартах мещанского быта, а оставить после себя что-то осмысленное. И помогает им обеим сверхъестественное.

На протяжении всего фильма сверхъестественное наблюдает за нашей героиней. Это наша камера ещё одна. Что такое сверхъестественное? Мы не знаем, но нас что-то ведёт. Создаются ситуации, которые нас к чему-то подталкивают. И у нашей героини именно такие ситуации происходили. Чтобы она встала и пошла, чтобы она начала движение, чтоб она начала что-то делать, чтобы понять что «вот куда нужно идти». Когда человек не может сам до этого дойти, на помощь приходит сверхъестественное, – считает режиссёр.

Ровно то же можно сказать и о самой Ольге, если послушать её рассуждения о жизни:

У каждого человека есть путь. И каждый человек идёт по этому пути. Но ощущение страха и неизвестности порой застилает глаза, закрывает душу, закрывает сердце. Мы можем идти по пути, не видя ничего, боясь, как слепые котята. Каждый шаг вперёд сложно сделать. Но когда ты понимаешь, что да, я делаю то, что должна. Что я хочу это сделать. И тогда отбрасываешь всякие сомнения и страхи. Ты начинаешь полностью впитывать жизнь, больше её видеть, больше её чувствовать и больше впитывать вот эту жизненную энергию. Энергию пути, который тебе дан.

На сегодняшний день большая часть работы уже сделана. Надо лишь довести дело до конца, но не хватает средств.

Не каждый продюсер готов вкладываться в дебютанта, – считает Ольга, – И не каждый готов вкладываться в авторское кино. Это очень большой риск. Здесь нужно обладать внутренней свободой и внутренней интуицией. Когда я познакомилась с Настей Разлоговой, я поняла, что этот человек готов рискнуть.

Но имевшийся бюджет истрачен и теперь слово за будущим зрителем.

Поддержать проект можно здесь: http://planeta.ru/campaigns/5816. По правилам краудфандинга, деньги вкладываются не безвозмездно, взамен создатели фильма предлагают приятные призы и сувениры – плакаты с автографами, книги о кино, реквизит со съёмочной площадки, указание имени в титрах фильма, приглашения на премьеру и разное другое. Но главное всё же в другом: если хочешь жить в мире, где есть место чуду, сотвори его сам. Помоги чужой мечте осуществиться, тогда сбудется чудесным образом и твоя мечта, ведь в равнодушном мире ничьим мечтам места нет…

Если зритель поверит в затею трех молодых энтузиасток и поможет им, то фильму быть. Ну а если нет, то историю выкупит какая-нибудь традиционная кинокомпания и сделает из живой трепетной кинематографической ткани обычную киношную поделку. И это будет очень, очень обидно.

Алевтина ТОЛКУНОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Отель «Гранд Будапешт»: Путешествие к сердцу отеля
«Левиафан»: Морское пугало
Король ушёл. Да здравствует король!
Коротко
«Машина Времени»-45
Главный критерий
Жёсткое правило для песни
В жизни всё не так просто
Хороший вечер с Сосо Павлиашвили
Подумай, какой из них – ты?


««« »»»