В прошлом, отдаленном от нас почти столетием, в Москве числилось несколько топонимов, связанных с именами святых мучеников Косьмы и Дамиана. Названия им дали близрасположенные церкви. Например, были таковые: на Маросейке, в Шубине, в Кадашах, в Китай-городе, в Нижних Садовниках, в Солдатенковской больнице. Улицы, о которых идет речь, нам известны под названиями: Старосадский переулок, Столешников (гористая его часть у Тверской), Большая Полянка, Старопанский переулок, набережная Максима Горького.
В советские годы вместе с культовыми зданиями в немилость попали и улицы. Когда церкви были разорены, многие разрушены, для искоренения религии из народного быта были переименованы и топонимы.
В настоящее время лишь две улицы связаны с именами Косьмы и Дамиана – это набережная у Красного холма и магистраль вблизи станции метро “Войковская”. Правда, последняя посвящена героям Зое и Александру, носившим “церковную” фамилию.
Чем же прославились христиане Косьма и Дамиан (в современной речи эти имена звучат как Кузьма и Демьян)? Почему москвичи построили в своем городе девять Космодамианских церквей?
Заглянем в православный месяцеслов, изданный в Санкт-Петербурге в 1875 году (в церковных книгах прошлого века наиболее часто встречается написание “Косма”). “Святые бессребреники Косма и Дамиан были родными братьями. Сыновья язычника и христианки, они, лишась отца, были воспитываемы матерью в единой вере и благочестии. Из желания приносить пользу ближним они изучали врачебную науку и безвозмездно пользовали больных, за что получили имя бессребреников”. Они помогали также бедным, “питали и одевали их, поучая язычников закону Христову, они многих обратили к нему. Но некоторые из них сделали на Косму и Дамиана донос. В то время христиан подвергали жестоким преследованиям, и им грозила большая опасность. Однако нашлись добрые люди, которые из желания, чтобы Косма и Дамиан спаслись от беды, посоветовали им укрыться. Воины, присланные за Космой и Дамианом, после тщетных поисков, захватили других лиц. Тогда Косма и Дамиан, не желая, чтобы, вместо них, потерпел кто-нибудь другой, отдались воинам, которые повели их в Рим. Они представлены были на суд императора Карина. Император требовал, чтобы они принесли жертву богам, но они отказались. Бог поразил царя болезнью, но молитвою их он выздоровел и отпустил их. Косма и Дамиан продолжали после этого свои человеколюбивые подвиги и кончили жизнь от руки одного врача, который умертвил их из зависти. Они жили в III веке”.
Днем почитания Косьмы и Дамиана православная церковь считает I ноября /по старому стилю/.
Старейшая московская Космодамианская церковь в Шубине (Столешников пер.) известна по документам с 1625 года. В 1626 году, вместо сгоревшей деревянной ее постройки, началось строительство каменной. Впоследствии и это строение несколько раз подвергалось буйству огненной стихии. Церковь несколько раз восстанавливали, перестраивали, обновляли.
Интересно, что в 1910-е годы регентом в храме был известный талантливый композитор П.Г.Чесноков.
В 1920-е годы церковь была закрыта для отправления религиозного культа. Здесь располагались различные городские учреждения, в том числе типография хозяйственного управления Министерства культуры СССР(!).
Летом 1991 года в церкви возобновилось богослужение.
Татьяна БИРЮКОВА.