Мнения разошлись

В комментариях к блог-записи известного культурного деятеля, опубликованной на этой полосе под псевдонимом «Карл Шуман», двое знакомых высказались по существу вопроса. Приведём с купюрами.

Журналист Евгений Додолев: Я верю, что он на самом деле просто заблудился… И кумир поколений как ни крути… верю в его искренность… Даже в заблуждениях.

К.Шуман: Жень, мне тоже тяжко о нём плохо думать… просто путь, которым он двигался, из леса не ведёт.

Живописец Максим Кантор: Послушайте, дорогие Женя и Юра! Нет никакой общей правоты в искусстве. Искусство строем не ходит, если музыкант, как кому-то кажется, заблудился, это только значит, что он срезал путь и идёт по прямой.

К. Шуман: Максим, а пути художников заведомо определены презумпцией праведности? я про общественно политические пути.

М.Кантор: Конечно, если они – настоящие. Те художники, которые маршируют в имперском строю, неизбежно – без исключений – превращаются в Фадеевых и Демьянов Бедных. А художником является тот, кто на стороне не империи, а свободы одного человека. Ну, это закон такой, я тут ни при чем.

К.Шуман: Максим, прошу прощения, но нам ведом Закон противопоставления художника империям… Легко же вспомнишь художников-империалистов… Пушкин – наше всё – тоже прошёлся по польскому вопросу.

М.Кантор: Ведом, ведом закон. В той мере, в какой Пушкин прошёлся по польскому вопросу, – он написал гадость, что же делать, он живой и подвержен искусам и слабостям. Певец империи и свободы, назвал его Федотов. Но в «Медном всаднике» он расставил всё так, как и надо – там кумир на бронзовом коне, а там – наводнение и погибшие. Надо быть Пушкиным, чтобы это вместить. А вот Демьян не вместил. То, что от художника ждут равнения налево или направо – понятно. Партийность навязать все хотят, что патриоты, что либералы – и этим они не отличаются. Вот мне так называемые «либералы» тоже косточки моют, как ты Макаревичу. Не могут, убогие, понять, как это бывает, что вот я был против Болотной, а теперь против вторжения на Украину – это у них разум не вмещает. Одно у меня – как им нравится, а другое – как им не нравится. Просто люди думать не умеют, а на первый-второй рассчитаться – это пожалуйста.

К.Шуман: Твою, Максим, художественность никто не оспаривает, как и возможность твоих заблуждений… как и ты допускаешь «гадость» за Пушкиным (надеюсь не оскорбил сравнением?). А без «Медного всадника» не жить бы Пушкину на Мойке, не восхищаться бы нам нашей (благодаря ему) словесностью – города бы не было… и темы, которые мы уже две сотни лет обсуждаем.

М.Кантор: Ничего, переживу. Ну, конечно, допускаю, что Пушкин писал гадости. Он же живой. Даже Маяковский глупости писал, трудно поверить. Как Маяковский относился к империям и войнам, известно. Но и у него была слабина – незадолго до великой антивоенной (и антипатриотичной и антиимперской) поэмы «Война и Мир» он писал: «Сдали немцы русским Львов, трудно зайцам против львов». А потом ему стало стыдно. И написал уже по-настоящему – что такое имперская война. А это всегда гадость. Но, кстати, Пушкин не прославлял подавление польского восстания. Он относился к этому с объективностью наблюдателя – вот так устроено. Но уж отнюдь не упивался кровью братьев-славян, чья вина лишь в том, что они хотят жить отдельно.

К.Шуман: Мы можем долго упражняться в любви и ненависти к империям, если не определим, что такое Русская империя сегодня. Ну, не оформившаяся, но потенциальная – она же русский мир, со всеми имперскими народами, с которыми имеется долгий опыт совместного проживания. Русский мир не экспансивен. Ему довольно своих просторов и ресурсов. Нету, нету замысла распространяться подобно миру Британскому… а время сейчас такое, что на наши богатства много охотников… про желание жить отдельно… такие желания должны быть подкреплены возможностями, в т.ч. экономическими… а экономикой в ущерб остальным известно кто рулит.

***

Глава «Говорит Москва» Сергей Доренко провёл опрос среди слушателей ресурса и отчитался в своем дневнике: «Макаревич уверен, без России на Украине не было бы насилия. Согласны – 20%, не согласны – 80%».

С другой стороны Евгений Киселев, бывший глава НТВ, эмигрировавший на Украину, утверждает: «Мне кажется, что даже простой, далёкий от политики человек, очень часто чувствует тонкую разницу между большим артистом, настоящим художником и ремесленником, давно растратившим свой талант ради всевозможных подачек с барского плеча, шальных заработков от выступлений на кремлёвских банкетах и «корпоративах» государственных российских компаний вроде «Газпрома» или «Роснефти»… Поэтому я тешу себя надеждой, что мнение Андрея Макаревича в поддержку Украины для совестливого россиянина, даже сбитого с толку государственной украинофобской пропагандой, всё же важнее истерических взвизгиваний представителей прикормленной Кремлём попсы… Мне искренне жаль, что в списках деятелей культуры, которые поддержали агрессию Кремля против Украины, попало несколько фамилий людей, которых я ценил. Думаю, что им рано или поздно станет очень стыдно. Очень советую всем им перечитать публикации русской прессы времен войны с Японией 1904-1905 годов, когда была развёрнута точно такая же травля против Льва Николаевича Толстого, который был одним из немногих, кто осудил военную авантюру на Дальнем Востоке».

Следует добавить, что единодушия нет даже в рядах коллектива «Машина времени», хотя «человек № 2» знаменитой рок-команды Александр Кутиков поддерживает лидера и настроен решительно, судя по записям на его персональной страничке.

Олеся М.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Роман Алена Делона с Валери Триервейлер
Кончиту в пекло!
Презентация книги «Времени машины»
Трилогия Виктора Сухорукова
ФБ-взгляд
Открытое письмо Макаревичу А.В.
Про жизнь в гармонии с миром
Поделился «Профессор» впечатлениями
Годзилла вершит справедливость


««« »»»