Ольга Волкова: «Хожу и спрашиваю: «Кому нужна актриса?»

Рубрики: [Интервью]  [Театр]  

ПОЧЕМУ ПОСЛЕДНИЕ 18 ЛЕТ ИГРАЕТ ТОЛЬКО В АНТРЕПРИЗАХ?
– Я даже как зритель сегодня в театр редко хожу. Когда-то Эфрос говорил: «Увидеть плохой спектакль – значит отравиться и почувствовать, что ты уже ничего не можешь делать». Мы такие видели спектакли, мы столько всего перепробовали! А сейчас театр застрял на 20 лет. Скучно и бездушно. Кроме того, мы третья древнейшая профессия после проституток и журналистов – поскольку во всем зависим от вкуса и выбора государственного театра. А в антрепризе я могу выбрать команду, пьесу и заранее знать, кто будет моим партнером. Мы работаем с Адой Роговцевой в спектакле «Париж спросонья» – и зал на 2200 мест встает после спектакля в Выборгском ДК. Или «Железный класс» Альдо Николаи, который мы играли с несовместимыми по школам Сергеем Юрским и Николаем Волковым, – потрясающий спектакль, который никто не додумался снять на пленку. И «Хануму» сегодня с таким азартом играют актеры и так заполняют энергией зал, что мне не стыдно. Кстати, увидев меня в «Хануме», моя любимая бывшая невестка Чулпан Хаматова вытащила меня снова на сцену стационарного театра – предложила меня режиссеру «Укрощения строптивой» Роману Феодори в Театре Наций. Роман придумал, что историю «Укрощения» будет ставить на плацу какой-то генерал. Тут же родилась концептуальная идея: его жена (которую играю я), работник культурного учреждения, пытается ему помочь сделать это согласно классическим эталонам. Но ее понятие чистоты академического жанра настолько преувеличено, что меня даже кто-то спросил: «Ты что, решила подколоть режиссера?» И близко нет! И все шекспировские персонажи, в ролях которых я выхожу в «Укрощении», сымпровизированы и «нарисованы» мной – режиссер принял с радостью.
О КОЛЛЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗАРИСОВОК
– У Чуковского есть книга «От двух до пяти», а у меня от двух до восьмидесяти. Меня поэтому и начали снимать в кино – потому что я в мертвые эпизоды добавляла живую речь, которую можно услышать на улице. «Подбираю» на улице яркие, образные выражения. В том числе высказывания детей. Эту детскую копилку я добавила в новое издание автобиографической книги, вышедшее в прошлом году. Я, приехав в Москву, предложила сделать рубрику в газете «Объяснение в любви», чтобы представить портреты обыкновенных потрясающих людей, с которыми сталкиваешься! Есть, например, проводница, которую я не могу забыть и готова рассказывать о ней километрами. Или ищу того, кто бы сделал документальный фильм о человеке, которого я встретила в Греции. Он – Строганов, родился Жмеринке, куда семья была сослана, он бежал, теперь перегоняет катамараны из Америки в Грецию и готов рассказывать легенды о каждом уголке Греции. Я им «наесться» не могла! Это надо кому-то подарить! Уверена: рассказать о таком человеке – значит поднять настроение у людей. 
О ТЕЛЕВИДЕНИИ
– Фиг с маслом! Позвали меня как-то на пробы ведущей для телепередачи. Я говорю: «Ребята, что вы хотите проверять? Справляюсь ли я с падежами? У меня написано несколько пьес и книга. Скажите тему!» «Нет, вы приезжайте, поговорите с редакторами». Приезжаю. Меня сажают в зал. Первый удар был, когда я спросила: «Почему вы не предупредили актрису, что вы ее поставите в кадр? Я в зимних сапогах!» «И что?» «То же, что экскурсовод ведет экскурсию по искусству эпохи Возрождения и обнаруживает, что забыл снять презерватив». Второй удар получила, когда объявили тему: нетрадиционная сексуальная ориентация. А мне эта тема близко знакома. Я знаю, как матери боятся признаться в этом отцу ребенка, потому что отец его убьет. Я говорю: «Я предлагаю матери сделать выбор: с кем она? Увезите ребенка на три дня из города и напишите мужу письмо – пусть выбирает, с кем будет он. Мать должна быть с ребенком. Каким бы он ни родился. А он таким часто рождается». Больше меня не звали. Им не понравилась ведущая, несогласная работать под диктовку микрофона в ухе. 
ПОЧЕМУ НЕ ПРЕПОДАЁТ В ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗАХ?
– Я страдаю без учеников, я переполнена, я знаю, как надо… Меня звали – из ВГИКа звонил мой любимый актер Алексей Баталов, умолял взять курс. Но, во-первых, из Гольяново, где я живу, ездить далеко. В метро я ездить не могу – пересадки, устаю, плохо выгляжу, стесняюсь. Но, главное, я принципиально не согласна с тем, как проходит кастинг в театральном институте, поэтому разработала свою систему вопросов-ответов, игру, в которой выявляется актерская природа. Мы сделали 10 представительских кассет с разными актерами, на которых при помощи системы тестов я максимально раскрывала актерские возможности, раскручивала артистов – чтобы режиссер мог их увидеть объемно, в разных планах. Оставила их в агентстве на Мосфильме – актеров стали приглашать в кино, но агентство не предложило мне продолжить этот опыт. Зачем проходить три тура, зачем учить три года? Сдавать миллион экзаменов, все эти «измы» – вместо того чтобы ходить в театры и заниматься актерским мастерством? Можно сделать факультатив по истории искусств – остальное человек прочитает сам по мере необходимости. Двухгодичные курсы вполне достаточны. Когда я готовила абитуриентов, то за время подготовки давала им полтора курса. Мне даже было интересно обмануть приемную комиссию – подсунуть им не очень талантливого, но хорошо подготовленного – пусть потом разбираются. 
О СЕКРЕТАХ МОЛОДОСТИ
– Я часто ощущаю себя как на ринге. Работы то нет, то есть – паузы бывают по полгода… Я ее выгрызаю. Я звоню, я не сижу на месте. Бывает, хожу по «Мосфильму», открываю двери, спрашиваю: «Кому нужна актриса?» – от отчаяния. Это ведь, помимо того что высокое искусство, еще и способ выжить: у меня большая семья, и все время кому-то нужна помощь. Поэтому я справляюсь с болезнями, я караулю их, не позволяю себе болеть. Однажды накануне гастролей свалилась с тяжелым гриппом. Приехал мой замечательный доктор, Валерий Викторович Титов (спасавший и меня, и мужа, и Чулпан, и многих моих друзей). Я просила его: «Скажите, что я не имею права ехать!» (предстояли перелеты Питер – Саратов – Махачкала) – не было сил встать. Он наколол меня лекарствами и сказал: «Встала и пошла! Иначе сдохнете дома! Я сделал все, чтобы вы встали и пошли!» И я справилась. Потому что велика сила сопротивления…

Светлана ПОЛЯКОВА, «Новые известия».


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»