РУССКИЙ ШОУ-БИЗНЕС ДОШАГАЛ ДО АМЕРИКИ. СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ

1.

Песня не знает границ и языковых барьеров. Песня всегда голосует “за” – за мир, любовь, улыбку, дружбу. За дружбу между соседями по этажу, по дому, по стране. За дружбу между бывшими соотечественниками, волею судьбы оказавшимися ныне по разные стороны океана. Эту, известную каждому меломану или просто сочувствующему, истину еще раз подтвердил российский фестиваль “Песня года”.

Фестиваль “Песня года” уже многие годы остается главной музыкальной программой страны. “Песня” в России – это традиция с более чем 25-летним стажем, это – самые высокие рейтинги на телевидении и у зрителей, это – точка отсчета, с которой для исполнителя начинается настоящая популярность, это сцена, на которую имеют право взойти только звезды.

“Песня года” родилась аж в 1971 году. Зрители-старожилы помнят те первые программы, которые неизменно собирали их у экранов допотопных “Темпов” и “Рассветов”, помнят, как зажигались этим фестивалем имена Аллы Пугачевой и Валерия Леонтьева, Софии Ротару и Эдиты Пьехи – одним словом, тех, кто теперь правит бал на российском эстрадном Олимпе, а тогда лишь начинал взбираться на могучую вершину. Шло время, но традиции “Песни года” оставались неизменными. Каждый месяц телевидение транслировало отборочные программы, а самое строгое – зрительское – жюри решало, кому быть, а кому не бывать в финале. В этом, должно быть, и заключается одна из составляющих притягательности “Песни года” для зрителя, поэтому она, наверное, и занимает в его сердце заветное место.

Финал фестиваля для телезрителя – это на протяжении уже 25 лет неотъемлемая часть новогоднего праздника в России. Отдохнув от бурной встречи наступающего года, он, телезритель, дожевывает остатки праздничных блюд, внимая лучшим песням года прошедшего. Причем “Песню года” смотрят не только меломаны, но даже те, кому сие действо категорически не нравится – кто-то из любопытства, кто-то за компанию, кто-то, чтобы отвесить в адрес исполнителей пару нелицеприятных замечаний типа: “Ну это ж надо, ноги-то совсем оголила!” или “Голос еще не прорезался, а туда же – петь!”. Но даже для такого ортодоксального ненавистника эстрады остаться без фестиваля – все равно что потерять старого, любимого друга. Эта грандиозная эстрадная программа хороша своей стабильностью: что бы ни случилось, какие бы перипетии ни будоражили страну, “Песня года”, современная и традиционная одновременно, с любимыми ведущими и обожаемыми исполнителями, все равно придет в каждый дом…

2.

Звездный состав “Песни года” меняется, пополняясь новыми именами, но лучшие из лучших остаются. К ним, певцам, авторам и ведущим фестиваля, мы обратились, чтобы узнать, что же для них значит “Песня года”.

Эдита ПЬЕХА:

– Я принимала участие в самом первом фестивале “Песня года” в 1971 году. Меня пригласили с песней “Белая лебедь”. Конечно, в те времена техника была еще не такой совершенной, и выступления артистов не сопровождались никакими спецэффектами – мы просто пели, но в этом была своя прелесть… А потом в моей жизни было еще много этих фестивалей. Самое главное, чтобы они появлялись и впредь, чтобы появлялись новые хорошие песни.

Олег ГАЗМАНОВ:

– Изюминка “Песни года” в том, что программа вроде пожилая, но все время в ней появляется что-то новое – артисты, песни. Каждый стремится показать лучшее из того, что у него есть на сегодняшний день. Я не помню, сколько раз мне доводилось участвовать в этом фестивале, но могу сказать, что довольно много. И многочисленные дипломы, которые я получал на “Песне года” в качестве исполнителя, композитора и поэта, благополучно содержатся в одном из моих домашних шкафов. Вообще я за то, чтобы фестиваль популяризировал как можно больше талантливых песен и являл миру их авторов, которые обычно остаются в тени.

Татьяна ОВСИЕНКО:

– Я всегда ждала съемок “Песни года” как праздника. Эта программа дала мне вторую жизнь, когда у меня была настоящая аварийная ситуация – я попала в серьезную аварию и не знала, смогу ли вообще выйти на сцену. Но вышла. С песней “Музыка нас связала” на сцену “Песни года”. Если из песен, которые я представляла на этом фестивале, сделать музыкальный фильм, по нему можно судить о моем творческом росте, понять всю мою жизнь. В этой программе я возрождаюсь и отдыхаю, встречаю своих друзей и получаю заряд хорошего настроения на целый год!

Александр МАЛИНИН:

– Пока артист участвует в “Песне года”, он существует, он на коне. В противном случае у зрителей возникает естественный вопрос: “А куда же он делся?” Это программа-традиция. Мы ведь от многих некогда любимых программ отказались и теперь жалеем об этом, вспоминаем их с ностальгией. Слава Богу, “Песня года” существует. Кроме радости для зрителя, это еще и возможность для всех артистов хоть раз в год встретиться всем вместе, потусоваться…

Лев ЛЕЩЕНКО:

– Я думаю, что главное – это фундамент, на котором стоит здание Дома Песни. Доминанта этого фестиваля, конечно, национальная музыка. Это и есть фундамент, заложенный такими выдающимися, даже легендарными авторами, как Фрадкин, Дунаевский, Соловьев-Седой, Френкель, Тухманов… Мне хотелось бы, чтобы не исчезла эта традиция. Но это вовсе не значит, что нужно все время плыть по руслу одной реки. Сейчас появились прекрасные образцы дискотечной, поп-, рок-музыки, но хотелось бы, чтобы “Песня года” по-прежнему оставалась верна песенному жанру.

Игорь НИКОЛАЕВ:

– Визуально фестиваль сейчас изменился, но по сути остается все тем же, каким его придумали 25 лет назад. И в наше время, когда все кругом меняется, “Песня года” – это отдушина для людей, соломинка, которая связывает нас с прошлым. Для меня лично этот фестиваль – как новогодняя елка, как мандарины, которые обязательно должны быть в доме. Без “Песни года”, мне кажется, не может быть праздника.

Евгений МЕНЬШОВ:

– Этот фестиваль нравился мне еще тогда, когда я не был его ведущим. Особенно идея, которая в 1971 году была придумана каким-то гениальным творческим коллективом. Это ведь прекрасно, когда лучшие песни определяются не профессиональным жюри, а самими зрителями… Образ ведущих “Песни года” – это образ хозяев гостеприимного дома, воспитанных и деликатных, которые принимают у себя друзей и делают все для того, чтобы им в нашем Доме песни не было скучно. Мне кажется, что другого подобного имиджа сейчас на нашем телевидении не существует – все больше идет какой-то стеб.

Ангелина ВОВК:

– Эта передача освещает мой путь на телевидении. Вести ее – это не только работа, но еще и праздник. Когда человек дружит с музыкой, это всегда приносит ему ощущение счастья и радости.

Игорь КРУТОЙ, художественный руководитель фестиваля “Песня года”, глава продюсерской фирмы “АРС”:

– Многие называют фестиваль застойным, но тем не менее все рвутся в нем участвовать. Судя по всему, “Песня года” по-прежнему остается главной музыкальной программой страны, а для артиста участие в этом фестивале означает признание его успеха. По существу “Песня года” для нас – как “Грэмми” для американских музыкантов. Это одна из немногих, если не единственная программа, которая не забывает и всячески превозносит авторов лучших песен. Это их праздник. Можно сказать, весь “теневой кабинет” песенников из года в год показывает телезрителям свое лицо.

Что ж, как видите, “Песня года” – это праздник для всех. Для зрителей, встречающихся со своими кумирами, для кумиров, встречающихся со зрителями и друг с другом, для авторов, которые получают заслуженные награды. Но теперь это праздник не только российский, но и, можно сказать, всемирный. Дом песни свободно перемещается из Кремлевского дворца в американский “Тадж Махал”, “Радио Сити Холл”, “Шрайн Аудиторум”. Не за горами фестивали российской песни в Германии. Фирма “АРС” обещает их уже в этом году. “Песня” остается с человеком, в какой бы стране он не жил!

Мы не пропадем, теперь я спокойна. Песня найдет нас, где бы мы в данный момент не обретались, и поможет, наставит, излечит от скуки. Не зря же мы столько лет повторяем: “Песня – надежный друг, добрый помощник, лучшее лекарство”. Но, прошу заметить, НАША ПЕСНЯ!

3.

Фестиваль “Песня года”, в прошлом году шумно отметивший свое 25-летие, вырос из рамок нашей отдельно взятой страны, как карапуз из первых ползунков. Об этом говорят: во-первых, невиданный аншлаг на русском концерте в казино “Тадж-Махал”, затем обвальный публичный отпад в знаменитом нью-йоркском зале “Радио Сити” и наконец ошеломляющий успех предприятия “Песня-96” в Лос-Анджелесе, в шикарном мюзик-холле “Шрайн Аудиторум”.

“Песня” пришла в Америку на сей раз не благодаря спутниковому телевидению, а живьем – явила миру звезд российской эстрады в натуре. И то, что событие это проходило не где-нибудь, а в шикарном зале в центре Лос-Анджелеса “Шрайн Аудиторум”, где почитали за честь выступать Дайана Росс, Фрэнк Синатра, Лайза Минелли (и еще тьмы и тьмы других великих музыкального мира), где традиционно вручаются самые престижные награды – “Оскары”, “Грэмми” – это уже серьезное заявление о себе не только Америке, но и всей мировой эстраде.

Российская “Песня-96” в Лос-Анджелесе стала реальностью благодаря стараниям фирмы “АРС” – крупнейшей и, пожалуй, единственной из российских фирм, работающих на ниве шоу-бизнеса, которая способна воплотить в жизнь акцию столь серьезного масштаба. Идейным вдохновителем перелета “Песни года” на другой континент стал руководитель фирмы “АРС” Игорь Крутой. Человек, не только руководящий, но и творческий, окрещенный к тому же с легкой руки Президента России Бориса Ельцина народным артистом, Игорь Яковлевич совершенно разумно решил, что русским, по разным причинам оказавшимся на другом конце земли, просто необходимы культурные и духовные связи с исторической Родиной. Решил – и сделал. Мастерски подобрав самых-самых, он предложил русско-американской публике действительно качественный музон…

“Песня-96” представила в “Шрайне” первый эшелон российской эстрады. Среди них были те, кого хорошо помнит наша эмиграция – и Эдита Пьеха, участвовавшая еще в первых программах фестиваля “Песня года”, и Лев Лещенко, продемонстрировавший незыблемость своего певческого таланта, и его закадычный друг Владимир Винокур, развеселивший публику тонким российским юмором, и самый настоящий русский американец Михаил Шуфутинский, заставивший зрителей возгордиться своим “приобретением”, и ни в каких ситуациях не теряющий лиризма Игорь Николаев, и стильная Лайма, и откровенная Ирина Аллегрова, и большой любимец женщин и первой леди российской эстрады Филипп Киркоров, и, конечно, непревзойденный Валерий Леонтьев… Но не только давно признанные кумиры приехали покорять Америку. Фирма “АРС” представила заокеанским зрителям и новые для них имена и лица, впрочем, уже хорошо знакомые российской публике, – кабаре-дуэт “Академия”, Анжелику Варум, Татьяну Овсиенко, Наташу Королеву, Леонида Агутина…

4.

Наши звезды в Голливуде смотрятся неплохо, как свои. Не менее экстравагантны и раскрепощены – и визуально, и в финансовом плане. К примеру, Лолита и Филипп легко убрали все американские штучки-дрючки, появившись в холле гостиницы “Бель Аш”: она – с умопомрачительным хаером, он – в сногсшибательных шузах, плавно переходящих в мини-шорты. Днями позже двое русских кумиров подняли на уши автосалон Лас-Вегаса, куда они зашли, чтобы приобрести парочку “Линкольнов”. Обалдевшие от такой прыткости и такого количества наличных, продавцы кинулись завертывать машины в подарочную бумагу, но покупатели сочли это излишним.

В Лос-Анджелесе давно ждали наших песен. Им уже порядком поднадоели все эти купания с динозаврами, полеты назад в будущее, велосипедные прогулки с Эй Ти по таинственному лесу, где много диких обезьян… Все эти голливудско-диснейлендовские спецэффекты, землетрясения, сжигания и наводнения хороши один-два раза, потом уже не впечатляет. А наша песня не стареет и не изнашивается, наоборот – приобретает с годами новый оттенок.

Доказательством тому стал фестиваль “Песня-96”, собравший аншлаг в шеститысячном концертном холле в центре Лос-Анджелеса. Его участники отвечали запросам самой искушенной и разношерстной аудитории. Как справедливо заметила русскоязычная, но американская пресса, для полного счастья не было только Пугачевой и Кобзона, но они и в Москве не так часто нас балуют. Зарубежье, повидавшее живых западных суперстар, приняло своих “на ура”. Фирма “АРС” в который раз выступила в роли международного института шоу-бизнеса. (Из последних примеров – “АРС” в сентябре привез в Москву по обмену опытом их короля Майкла Джексона, а в октябре заслал нашу многодетную богемную семью на чужеземный голливудский брег. Оба предприятия удались, потому что пользовались спросом, не привели организаторов к экономическому краху и доставили участникам и созерцателям немало приятных минут.) “Кордебалет” Киркорова и “Танго” Леонтьева, “Девочка по имени Хочу” Аллегровой и “Соловьиная роща” Лещенко, “Замечательный сосед” Пьехи и “Пикадилли” Лаймы – эти старые и свежие хиты составили неповторимую икебану осеннего вечера в Лос-Анджелесе.

Что касается главной цели, которую преследовали организаторы, – культурного воссоединения нынешних и бывших русских, то она была достигнута. То, что увидели в “Шрайне” выходцы из России, одновременно вселило в них гордость за страну, в которой они родились, и повергло в легкий шок от успехов шагающего семимильными шагами русского шоу-бизнеса, дошагавшего-таки до Америки.

И когда в конце программы бессменные ее ведущие Ангелина Вовк и Евгений Меньшов предложили зрителям подтягиваться на историческую родину на финал фестиваля “Песня-96”, в зале повис вопрос. Русские американцы решили, что нет уж, позаботьтесь, господа организаторы, о том, чтобы “Песня года” опять приехала в Америку. Значит, традиция?..

Анастасия РОМАНОВА,

специально для Издательского Дома “Новый Взгляд”.

Фото Романа РОДИНА и Сергея СЕДОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Письма издалека
Полевая почта “МузОБОЗа”
ТОТ, КТО КАФКУ СДЕЛАЛ БЫЛЬЮ
МАША РАСПУТИНА: НЕТ ПОРНОГРАФИИ
ПРОФИДИОТЫ “ТАЙМ-АУТ” ХОТЕЛИ БАБУ НА ВСЮ СТРАНУ
СЛЕДСТВИЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СДОБНЫМИ БУЛКАМИ
ХАМСТВО КАК ПУТЬ К СЛАВЕ
“ДОКТОР ВАТСОН” – НЕОБУЗДАННЫЕ РУССКИЕ
МАФИЯ НА МАФИИ И МАФИЕЙ ПОГОНЯЕТ


««« »»»