Первое второе пришествие

Рубрики: [Рецензия]  [Театр]  

Режиссёр Сергей Пускепалис – хороший актер. 

Особенно когда молчит. 

Брутален, перманентно небрит, щурит чёрные болгарские глаза, настоящий мужик. Дикий медведь российского кинематографа. Последний из могикан. 

Говорит он мало и по делу. Провинциальный акцент, то ли волжский, то ли прибалтийский, выдаёт его с головой. Никаких рефлексий. Хотя… Пьёт. Русский потому что. Непьющий в кадре мужик – неубедителен. В жизни – подозрителен. Так что с этим  тут всё в порядке.

Пускепалис ставит спектакли про себя. Так, как он хочет и понимает.

И вот тут уже можно говорить про его богатый внутренний мир.

Попробуем.

Спектакль «Второе первое пришествие» он мечтал поставить уже 16 лет. И вот, свершилось.

Пьеса написана автором Алексеем Слаповским, и написана она прямо под него. Действие происходит в российской деревне, герои просты и душевны, как все герои фильмов, где играет Пускепалис, провинция – это его стихия, здесь он как рыба в воде. Так что совпадение судьбоносное. Они, автор и постановщик, нашли друг друга.

Спектакль начинается со сцены появления Иоанна Предтечи (он же – Креститель, по французски – Жан-Батист, его усечённая  голова, обернутая в телячью кожу, хранится в Шартре, в древнейшем  соборе  долины Луары). Его играет С.Степин, актёр  из Саратова.

У Сергея Степина библейское  лицо, списанное с полотен Ван Дейка: нос с римской горбинкой, глаза еврейского мудреца и манеры Пьера Ришара из старого фильма «Игрушка», такой же славный и нелепый.

Звучит рожок пастуха, щебечут птицы, и он изображает предчувствие: прислушивается, машет руками, прикладывая правую к уху: что-то вот-вот произойдет. И слышит: люди занимаются любовью.

Включается саундтрек с записью порносъёмки: охи-вздохи-крики-стоны. В зале неловкая тишина, все вспоминают просмотренные в юности старые видеокассеты. Входят целомудренно завернутые в простыни Он и Она.

Он – главный герой, молодой парень-десантник Пётр Салобонов (актёр А.Аноприков). У него сверхъестественные способности: его любят все люди, женщины – маниакально желают лечь с ним в постель, он может лечить болезни наложением рук и даже воскрешает одного мертвого. Из гроба. Человека с фамилией Лазарев, почти Лазаря. И при этом он – простой парень, в кепке, накачанные бицепсы, «олимпийка», тельняшка, спортивные штаны с лампасами. И вот его-то местный сумасшедший Нихилов Иван Захарович, он же Иоанн-Креститель, объявляет Иисусом Христом

Прямо, можно сказать, после любовного акта.

Простой парень Пётр отказывается от такой миссии, отнекивается, как может. Но – все признаки налицо. ОН действительно всё может, всё в его силах. И начинаются душевные муки: а вдруг? А вдруг сумасшедший прав?

И он, простой деревенский парень, действительно – Мессия???

Ведь сказано же: Христос может прийти к нам в любом обличии и будет иметь вид любого человека. 

– А докажи? – спрашивает он Нихилова-Предтечу. – Как докажешь?

И идут они голодать в пустыню на 40 дней. Исцелять больных и страждущих. Превращать воду в вино. И далее по тексту Евангелия.

В спектакле есть интересные решения, фразы, добавленные уже самим режиссёром, от себя. В соответствии со злобой дня, можно сказать. 

Антихриста он изобразил в лице Мэра города, он же – Понтий Пилат в плаще с кровавым подбоем. Играет его приглашенная звезда Андрей Носков, в костюме от Brioni, выхолощенный, загорелый средь зимы, весь такой тонкий, с изломом. Его герой  хочет завоевать весь мир, править над всеми. А когда Христос спрашивает его: «А тебе это надо?» – он вдруг плачет. Мимика Носкова потрясающа, он мгновенно преображается в рыдающего хлюпика, а ведь только что грозно сверкал белками, чистый Пушкин.

«Да, - хлюпает он носом. – Оно мне надо???» – и отказывается от роли Антихриста. «А зря. Я бы мог ТАК о стране думать, меня бы миллионы любили… Эх, вы…» – и уходит, такой непонятый всеми Понтий Пилат, размазывая по щеке настоящие человеческие слезы. А в сцене, в которой он с супругой уходит вдаль стареть вместе, он вдруг превращается в скрюченного подагрой  старичка и с каждым шагом становится все маразматичнее и маразматичнее. Это Носков, конечно, содрал с героя фильма Тарантино «Джанго непобежденный». Помните, Сэмюэл Л.Джексон, который играет старого хромого дворецкого, вдруг со скрипом вытягивает здоровую совершенно ногу и проходит танцующей походкой молодого человека. А наш актёр сыграл этот приём наоборот, а действует – наотмашь. Зрители ахнули. И долго хлопали.

Воскресшего Лазаря, в миру Лазарева, играет Ю.Колганов. Раньше такие актёры играли в фильме «Вечный зов»: суровое крестьянское лицо, скупая  мимика, высокий, худой председатель колхоза. Восстаёт из гроба. И оказывается, что сзади на нем разрезаны брюки, пиджак, и рубашка надета лишь частями: оказывается, именно так в морге «упаковывают» покойников. Чувствуется  глубокое знание жизни у режиссёра, для меня эта часть жизни покойников была откровением. Потом сцена распределения должностей среди 12 апостолов. Каждый говорит о себе, кто он такой – и ему назначают пост, который он возглавит при Иисусе Христе. Встает блондинка: «Я – Красивая женщина. Всё». Ведущий недолго думает: «Министр здравоохранения».  Занавес.

К Петру Салабонову, Иисусу Христу предприимчивый делец приглашает стилиста и подбирает ему костюм Пастуха в стиле Сергея Есенина клюевского периода: хромовые сапоги, косоворотка, венок с ромашками вместо картуза. И начинаются  гастроли по городам и весям  -  сеансы массового исцеления людей. И хочется дельцу в Москву, хочется в столицу… И тут с неба раздается громогласный голос Продюсера. Быстро сторговываются о прибыли – 35 %… с половиной…

И тут Пётр-Иисус  снимает с себя этот венок, бросает наземь и заявляет: «Не хочу быть клоуном!» И уходит.

«Не буду, – говорит он, – играть в ваши  продюсерские игры»

А потом герой погибает. Местные подростки-скинхеды отрыли в старой могиле немецкие автоматы, каски, обмундирование и стали играть в фашистов. Им навстречу вышел Пётр, которого предали апостолы, и он не стал им сопротивляться. Христа привязали к стене и убивали по частям четыре дня, почему не сразу? «Пришьём его, а что завтра делать?» – спрашивает главарь. Вот, решили растянуть игру…

И это самое страшное. Потому что это – про нас сейчас. Про каждого из нас. Ведь каждый из нас по частям убивает в себе Бога. Оправдывая себя тем, что такая жизнь. Так надо. Так легче и проще. И забываем, ведь прошло более 2000 лет…

И вот такой потом получается конец…

А кто-то вспоминает.

И ставит свою библейскую Историю… 

Помоги нам всем, Господи. Спаси и сохрани.

Официальная премьера спектакля состоится 16 марта в Московском Губернском театре. Адрес : Волгоградский просп., 121.

Лариса ШТЕЙНМАН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

К чёрту дверь!
Новые варвары
Новости
Трудно ли быть идолом
ФБ-взгляд


««« »»»