Boatman прочитал. И написал

Предлагаем читателям несколько рецензий, которые для сайта LiveLib.ru (социальная сеть, посвящённая литературе, предоставляет информацию о книгах, писателях, издательствах, библиотеках и является одним из самых посещаемых порталов Рунета в области литературы) сочинил Boatman; его отзыв на книгу Евгения Ю. Додолева «The Взгляд. Битлы перестройки» (М., «Зебра-Е», три издания: ISBN 5-94663-301-7, ISBN 978-5-94663-301-7, ISBN 978-5-470-00172-6) мы опубликовали в №01 от 16 января с.г.

«Аквариум. Сны о чем-то большем»

Александр Кушнир, Алексей Рыбин, Василий Соловьев-Спасский – Аквариум. Сны о чем-то большем        

«Нота – Р», 2003 г., ISBN: 5-94037-034-9

Книга большого формата, повествующая о создании естественных альбомов «Аквариума», – по-моему, более удачную концепцию для подарочного издания об истории любимейшей группы русского человека трудно представить. Равно как и трудно испортить. Авторы, собственно, и не испортили.

Повествование начинается от истоков («Искушение святого Аквариума» и «Притчи графа Диффузора») до новейшего времени («Песни рыбака» 2003-го года). Текст построен по принципу «Антологии» The Beatles: цитаты от участников записей. Правда, есть отличие в виде авторского текста, связывающего разрозненные фрагменты высказываний. Благодаря ему (а за него ответственны Алексей Рыбин и Александр Кушнир – человек сколь одиозный, столь и талантливый), книга, кстати, читается легче, чем та же «Антология».

Читать все это дело как минимум занимательно, однако, есть несколько нюансов, которые, на мой взгляд, немного портят общую картину. Во-первых, заумные пассажи Соловьева-Спасского: при том, что его размышления слабо связаны с остальным содержанием глав, они к концу книги начинают раздражать какой-то напыщенной навязчивостью. Или навязчивой напыщенностью. Второе связано с авторами: ближе к концу книги (начало 2000-х) чувствуется… резкое падение их интереса к предмету. Из-за этого главы, посвященные «Сестре Хаос» и «Песням рыбака», кажутся написанными по инерции. Я это связываю с тем, что при подготовке глав по предыдущим альбомам использовались тексты Кушнира из CD-антологии «Аквариума» – о том, как тщательно он работал над ними, Кушнир рассказывал в «Хедлайнерах». Понятное дело, «Сестра» и «Рыбак» в антологию не вошли, и потому, вероятно, подготовка этих текстов была не на столь высоком уровне.

В остальном же – почти без претензий. Шикарный фолиант с мелованной бумагой и кучей фотографий… И вот тут – еще одна претензия: практически под каждым фото стоит подпись, указывающая ее автора. Это прекрасно. Но человеку несведущему (мне, например) далеко не всегда понятно, кто именно изображен на этих фотографиях. Пояснений авторы никаких не дают; мелочь, а неприятно.

Однако, как бы там ни было, в целом – отличный подарок как «аквариумофилу», так и начинающему фанату. Кажется, не зафанатеть от этой музыки невозможно; если же первые прослушивания «Радио Африки», «Треугольника», «Навигатора» сопровождать листанием этой книги, никаких шансов остаться равнодушным к творчеству БГ просто не останется.

«Блюдце, полное чудес: Одиссея Пинк Флойд»

Николас Шэффнер

«Издательство Сергея Козлова», 1998 г., ISBN: 5-901013-01-8

Любая попытка объективно написать талмуд об истории Pink Floyd по определению обречена на провал. Слишком много копий сломано в спорах на тему Oh By The Way, Which One’s Pink? – однако ж здесь вполне достойно раскрыты ранние годы Pink Floyd – чувствуется, что автору интересен именно период с Барреттом.

После исчезновения Сида повествование обретает скачущий темп, альбомы и туры сменяют друг друга, чтение становится не столь захватывающим, а при описании проблем группы в восьмидесятые годы автор, похоже, сам с трудом борется с зевотой. Тем не менее, книга ценна как источник основной информации по истории группы: на мой взгляд, в этом аспекте она обставляет даже вышедшую много позже книгу Ника Мейсона.

«Машина» с евреями

Петр Подгородецкий

«АСТ», «Астрель-СПб», 2007 г., ISBN: 5-17-041435-8, 5-9725-0676-9

«Значит, какой-то повар может написать книжку, а я не могу?!» – задался риторическим вопросом бывший клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий и взялся за перо. В результате появилось весьма занимательное чтиво, которое, несмотря на название, повествует не только о коллективе, из которого автора так загадочно уволили (судя по приведенному высказыванию, им при создании книги в большой степени двигала обида), но и о других коллизиях и поворотах, которые случались в жизни музыканта.

А их было предостаточно: Подгородецкий со всей откровенностью вспоминает и о работе у Кобзона, и об отношениях с женщинами, и о наркотиках (кстати, интересно, насколько эта книга сейчас соответствует, хм, требованиям нашего законодательства: в ней артист среди прочего довольно подробно рассказывает о том, что долгое время не слезал с кокаина), и о машинах, и, конечно, о «Машине». Обо всем, что связано с группой, Подгородецкий рассказывает довольно-таки язвительно, в некоторых моментах даже чересчур. Наверное, имеет право; однако на пользу повествованию это явно не идет: в итоге оно, в отличие от опуса Макаревича «Все очень просто» на ту же тему, ощутимо отдает желтизной. Читать интересно, но не сказать, чтобы очень приятно.

«Сам овца. Автобиографическая проза»

Андрей Макаревич

«Захаров», 2007 г., ISBN: 978-5-8159-0669-3

Несмотря на то, что к Макаревичу я отношусь несколько скептически, не могу не признать, что читать его всегда интересно. Поговорка про «талантливого во всем» имеет смысл, да. В книжке «Сам овца» – одноименная повесть, а также повествование об истории «Машины времени» «Все очень просто» (надо сказать, довольно-таки краткое, я ожидал более развернутого рассказа) и еще одна повесть «Дом», раскрывающая отношение «машиниста» к своим жилищам. Как он говорит сам, в детстве он был чрезвычайно привязан к родительскому дому (наверное, даже больше, чем к его обитателям, хотя всех соседей по той коммуналке помнит по сей день) – да и теперь рассказывает о своем нелепом загородном домище с теплотой.

В общем-то, можно было бы порекомендовать эту книжку поклонникам Макаревича и «Машины». Однако все эти истории рассказаны так по-доброму, с интонацией старого хорошего знакомого, что, в общем-то, и неважно, о каких людях идет речь: истории общечеловеческие.

«The Beatles. Полный путеводитель по песням и альбомам»

Джон Робертсон, Патрик Хамфриз

«Амфора», «Петроглиф», 2013 г., ISBN: 985-5-367-02615-3, 978-5-367-02615-3, 978-5-4357-0130-2

Тут, как и в случае с аналогичным путеводителем по Pink Floyd, речь ведем о переиздании, сделанном издательством «Амфора». Кстати, в нем, в отличие от флойдовского выпуска, дополнения гораздо более существенные: книга увеличена практически на треть, если не на половину (а у Робертсона появился соавтор – судя по всему, именно он и писал эту новую часть), и эту треть или половину составляют подробные обзоры всей «Антологии», а также Live at The BBC; прошлись и по всевозможным сборникам (причем я узнал о том, что в 85-м году EMI едва не выпустила «новый» альбом – Sessions; битлы не дали, а зря: скачал я его пиратскую версию, очень достойный сборник был бы!).

В целом ситуация та же, что и по Floyd: также нет иллюстраций (обложки дисков можно увидеть только на обложке самой книги, причем в ряде случаев представлены неканоничные каверы, а в случае с «Сержантом» вообще вышла промашка – вместо всемирно известного шедевра Питера Блейка красуется обложка саундтрека Bee Gees и Питера Фрэмптона! Ну неужели дизайнеры «Амфоры» не знают, как выглядит величайший альбом всех времен и народов?!), также более качественный перевод, благодаря которому, кстати, стали ясны некоторые вещи, которые были непонятно изложены в предыдущем издании.

«Александр Градский. The ГОЛОС, или Насравший в вечность»

Е. Ю. Додолев

«Рипол Классик», 2013 г., ISBN: 978-5-386-05582-0

Первое жизнеописание певца вызывает много вопросов и замечаний. Начать можно прямо с обложки. Ну, «Голос» – понятно: на волне популярности понятно какого телешоу. Но зачем The? Есть, правда, объяснение: якобы артикль указывает на то, что Градский – один такой. Уникум. Гений, как называет его автор. Так-то оно так, но одно из предыдущих творений Евгения Додолева называется «The Взгляд»… И в нем, как, кстати, и в «Голосе», автор почему-то совершено не к месту везде вместо союза «и» использует амперсанд.

Ну, ладно, отнесем это к выпендрежу и закроем на него глаза. А вот закрыть глаза на явный восторг автора по отношению к своему герою – до лести – невозможно. Возвращаясь к названию: сначала для книги планировался заголовок «Насравший в вечность». Чудно и, кстати, вполне в стиле не сильно деликатничающего Градского… Я бы, впрочем, назвал ее словами недавнего суперхита всея Руси «О боже, какой мужчина». Потому что Градский в ней выведен Идеалом. Эталоном. Гением.

«Ну почему древняя аксиома «О мертвых – только хорошо» трансформировалась сегодня в металлическую теорему «Хорошо – только о мертвых»?» – так восклицает автор и дальше следует по пути опровержения этой металлической теоремы. Он подсвечивает своего героя всегда с таких сторон, что его недостатки выглядят как продолжения достоинств, как грани таланта, Гения (это слово у Додолева – неизменно с заглавной буквы). И от такого подхода начинаешь уставать очень скоро.

Впрочем, спасает богатая фактура. Про Градского ведь по определению есть что рассказать – и это помогает мириться с тоном книги. Повествование разбито по годам, приправлено статьями и интервью героя разных лет… Но самое интересное в нем – это, пожалуй, заметки самого певца на полях: перед отправкой книги в печать он пробежался по тексту глазами и сделал некоторые ремарки. Они немного снижают общий уровень пафоса, и в итоге становится жаль, что их не так много. Было бы любопытно почитать автобиографию. Отмечу в скобках, что одно свое жизнеописание Градский все-таки уже написал: уместил свою жизнь в пятиминутную песню. Может, сподобится и на книжку?

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

В одном из предыдущих выпусков мы публиковали рецензию сегодняшнего обозревателя Boatman на книгу Евгения Ю. Додолева «The Взгляд». Поскольку рецензенты уже отмечали, что Додолев выпускает книги т.н. дуплетом (условными мини-сериями), закономерно ждать в ближайшее время вторую книгу об Александре Градском. Наши читатели узнают о новинке одними из первых.

За последние три года в разных издательствах вышел ряд журналистских исследований Додолева:

«Лимониана, или Неизвестный Лимонов» (М., «Зебра-Е», ISBN 978-5-905629-29-7) и «Неистовый Лимонов. Большой поход на Кремль» (М., «Алгоритм», серия: «Кремлёвский диггер», ISBN 978-5-4438-0260-2);

«Галина Брежнева. Жизнь советской принцессы» (М., «Зебра-Е», ISBN 978-5-470-00173-3 и «Дело Галины Брежневой. Бриллианты для принцессы» (М., «Алгоритм», ISBN 978-5-4438-0405-7);

«Березовский умер. Да здравствует Березовский!» (М., ЭКСМО, 2014, 978-5-699-68680-3) и «БереZOVский разобранный на буквы» (М., Рипол-классик, 2013, ISBN 978-5-01-004821-1).

«Битлы перестройки» (М., «Зебра Е», ISBN 5-94663-301-7, ISBN 978-5-94663-301-7, ISBN 978-5-470-00172-6), «Влад Листьев. Пристрастный реквием» (М., «Зебра Е», ISBN 978-5-905629-27-3) и «The Взгляд» (М., «Алгоритм», ISBN 978-5-4438-0344-9).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Соль-мажор-ре-мажор – это разве музыка?
Коротко
Вдохновляющий гимн «Beautiful Day»
Последний звонок Игоря Сукачева
Огни танцплощадки
Счастье Юлии Проскуряковой
Я крикнул «Браво!»


««« »»»