Главный наркотик Владимира Кузьмина

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

Один из выпусков ток-шоу «Пусть говорят» на прошлой неделе был посвящен встрече Владимира КУЗЬМИНА со своей незаконнорождённой дочерью Николь, которая живет в Калифорнии. Выпуск программы реанимировал интерес не только к личной жизни, но и к творчеству музыканта. Представляем нашим читателям беседу легендарного рокера с Евгением Ю. Додолевым, которая была посвящена кремлевскому концерту, презентовавшему цикл «ЭНДОРФИН».

Вечная песня о Боге

– Не видел тебя столько лет. Вижу сегодня. И надеюсь, послезавтра тоже увижу на сцене Кремлевского Дворца съездов. Что это будет?

– Это будет концерт.

– Очень оригинальный ответ. Пол Маккарти однажды на вопрос, что такое Venus & Mars, ответил: «Это мой новый альбом». То есть ты сейчас битлом таким выступил. Да, конечно, это будет концерт. Он посвящен какой-то дате или это просто презентация нового материала?

– Он посвящен выпуску нового материала. Но это мой последний альбом под названием «Эндорфин», в общем-то, не хочу, чтобы думали…

– Уже думают.

– Уже думают. На самом деле я люблю играть со словами и со звуками. Вся моя жизнь – это звуки и слова. Все придумываю. И эндорфин, я просто написал латинскими буквами. End or fin. То есть конец или финиш. То есть у каждого человека бывает какой-то тупик в жизни. Слава Богу песня такая «Внезапный тупик». И ты должен дальше что-то сделать. То есть тупик, вот это состояние человека. Раньше я писал песни, под которые люди, как выяснилось потом, влюблялись, женились, рожали детей. Ну, в общем-то, все мои песни связаны с какой-то романтикой. Но дальше-то жить тоже нужно. И мои поклонники взрослеют, стареют. У них находится масса жизненных проблем. И я как раз своим альбомом хочу сказать, что это благодать; вот эти страдания, которые нам даются, это благодать, потому что через них нужно переступить, сделать какой-то выбор и вызов. И я пытаюсь своей музыкой донести до людей, как бороться с этими состояниями, чтобы эндорфин, гормон радости, счастья все время присутствовал в человеке. И разными способами, 52 песнями по-разному я это воспеваю.

– 52?

– 52 новых трека, да, которые я записал с 2007 по 2008-й год.

– А почему только спустя пять лет они выпущены?

– Дело в том, что у меня были тоже свои проблемы. Я пошел, сел на мотоцикл в три часа ночи и поехал к своему духовному батюшке. Отец Владимир, я говорю, вот такая у меня проблема. Я ее могу решить? Он говорит, да, говорит, Владимир, вы – сильный человек. «Вы все можете решить, справиться со всеми своими недугами». Только, говорит, попробуйте, напишите какую-нибудь песню о Боге. Я говорю: вы знаете, я не достоин того, чтобы писать о Боге, я не умею, у меня не получится. Хотя я вставлял «дай Бог» все время в текст. «Бог даст» я все время говорю так. И Бог, действительно, начал мне давать. У меня студия на 21-м этаже. Такое впечатление, что дырку проделали в потолке. И вот мне «посылают» сверху, и я не успеваю записывать. У меня листочки раскиданы по всей студии. Компьютер стоит. Я сочиняю музыку и слова одновременно. Тут же у меня стоит микрофон. Я ставлю текст на пюпитр. И записываю эти песни.

СПРАВКА

Отец музыканта Борис Григорьевич Кузьмин служил в морской пехоте, мать Наталья Ивановна преподавала иностранные языки. Отец жил в Днепропетровске, когда приезжал к сыну, ездил с ним на мотоциклах, несмотря на свой преклонный возраст. Родители умерли. Борис Григорьевич погиб в автомобильной катастрофе 30 мая 2013 года на Украине.

Владимир Кузьмин женат третьим браком. Его жёнами были: Татьяна Борисовна Артемьева (1977 – 1985) – поэтесса, написала тексты к нескольким его песням, в браке родились трое детей. В 1990 году вступил в брак с американской фотомоделью Келли Керзон. Состоял в гражданском браке с актрисой театра и кино Верой Сотниковой (с 1993 по 2000). В настоящее время женат на Екатерине Трофимовой (род. 1982); женился на студентке в 2001 году, когда ему было 46 лет, а ей – 19. Владимир просто обожает свою молодую жену («Я абсолютно уверен, что лучше Кати мне никого не найти. Мне просто крупно повезло в жизни, что я встретил такую удивительную девушку. Катя заставила меня посмотреть на жизнь другими глазами. Мне захотелось простых человеческих отношений. Честно признаюсь: только встретив Катю, я понял, что это значит – влюбиться по-настоящему».)

У Владимира Кузьмина родилось четверо детей: Елизавета Кузьмина (1977 – 2002), Степан Кузьмин (1983 – 2009), Софья Кузьмина (1985), выпускница «Фабрики звёзд-3», Марта Кузьмина (1986). Есть также приёмный сын Никита Кузьмин (1988). 29 января 2014 года в программе «Пусть говорят» зрители увидели мулатку Николь, которую родила в Уганде девочка Таня из Ростова-на-Дону (у них с Кузьминым в 1986 году случился однодневный роман).

13 декабря 2002 года Елизавета Кузьмина была убита в собственной квартире в Москве. 18 октября 2009 года в Москве трагически погиб Степан Кузьмин, который во время пожара, вспыхнувшего в его квартире, расположенной на 18-м этаже, попытался спастись, переходя по карнизу к соседям, но не удержался и сорвался вниз. Приемный сын певца Владимира Кузьмина – Никита Кузьмин стал фигурантом крупнейшей аферы, ущерб от которой составил не менее $ 50 млн. Прокуратура Южного округа Манхеттэна предъявила Никите Кузьмину и его подельникам обвинения в компьютерном мошенничестве, незаконных финансовых операциях и отмывании денег. Теперь ему грозит до 97 лет заключения.

 

– То есть ты не ноты пишешь? Ты прямо сразу наигрываешь? Или – как это происходит?

– Я сначала все программирую в компьютер. Пишу форму. И потом под гитарку или под клавиши я наигрываю тему. Затем для себя выстраиваю там первый куплет первый. И так далее. Сначала все это в электронном виде. Потом накладываю инструменты сам. Бас, гитару.

– Все один?

– Все один, кроме барабанов. А барабанщик у меня на этом альбоме вообще гениальный парень, Петр Ившин, которому 25 лет. Он так проникся, что он не просто стучал, он понимал, что происходит, он переживал, он даже слезу пускал на некоторых песнях. Настолько поразительно, как он звучит. И, в общем-то, электроники практически нет. Потому что вся игра живая. На гитаре везде играю с первого раза. Пытаюсь подражать голосу. То есть у меня была такая идея, чтобы голос звучал примерно, как гитара. И я так запутался в своих экспериментах, что у меня в некоторых местах в песне «Глаза» гитара начинает разговаривать моим голосом. А это получилось совершенно случайно, электронный эффект. И как будто гитара такая с перегрузом получилась. Но интересно. Я очень много экспериментировал. И, как всегда, для меня интересен сам процесс.

Тяжесть винила

А 52 песни можно будет скачать в iTunes. Я правильно понимаю? Или они будут только на носителе?

– Скачать – слово мне не нравится. Купить в iTunes.

– Ну хорошо, купить в iTunes.

– Я покупаю всегда. Я никогда не скачиваю. Я считаю своим долгом купить любимую музыку.

– Ты – человек, который страдает от пиратства. Еще бы ты сейчас мне здесь признался, что скачиваешь…

– Я не страдаю.

– Как же? Вся индустрия страдает. Все люди, которые работают в отрасли, так или иначе от этих скачиваний бесплатных в общем-то страдают.

– Я с детства начал писать песни не ради денег, поэтому я не страдаю на эту тему.

– Но вы все начинали писать, все советские, так скажем, рок-музыканты, не ради заработка. А потому что это пёрло. Или чтобы девушкам нравиться. Мальчики с гитарой. Это понятно. Но сейчас-то это бизнес. Поэтому меня интересует, будут виниловые носители или нет?

– Они есть. Уже вышел альбом. «Динамик-82», двойной альбом. «Небесное притяжение» – альбом. Уже есть. И, кстати на Горбушке, мне сегодня рассказывали как раз, 56 тысяч рублей стоит.

– Прилично.

– Мне-то что от этого?

– Как? Вообще ничего?

– Ни жарко, ни холодно. Мне главное – чтобы это продавалось, чтобы люди это видели и могли послушать. Я вчера общался с музыкантами – они сказали, что для них большая радость этот альбом иметь на виниле. Это взрослые музыканты, которые в 1982 году слушали эти песни. Они до сих пор знают текст лучше, чем я. То есть и для них это большая радость – иметь винил.

– По текстам. Читал в одном из интервью на твоем официальном сайте, что песня «Вернись», которая воспринимается многими, как обращение к девушке, как романтическая песня, на самом деле про наркотики.

– Эта песня о том, что «Вернись, пока еще не поздно». Альбом называется «Эпилог». Почему такая ирония? Я начал с «Эпилога», а потом перешел дальше. В первом альбоме очень много песен обращено к смерти.

– А почему? Заговариваешь смерть тем самым? Почему так получилось?

– Нет, песня «Вернись» вообще сама по себе тяжелая, красивая песня. Но тяжелая.

– Тяжелая по смыслу или в музыкальном отношении?

– Она тяжелая по смыслу.

– По тексту?

– По содержанию, по музыке. Нет, она, допустим говорит о том, что не надо этого. Не надо, не надо наркотиков. Не надо. И настолько там крик этот, я надеюсь, слышен, что я достучался до многих людей. Уже было очень много отзывов, что эта песня поражает, кто понимает, о чем идет речь. Это, естественно, не о какой не о девушке. Идет речь о человеке, который попал в эти сети.

Железнодорожное

– Я хочу вспомнить, вернуться в те времена, когда ты поступил в МИИТ. И ты же учился с Крисом Кельми.

– На одной парте сидели. Да. И меня спросили, почему ты поступаешь в этот институт? Я сказал, что у меня любимая группа Grand Funk Railroad. Поэтому железнодорожный институт.

СПРАВКА

Grand Funk Railroad— американская хард-рок-группа, образованная в 1969 году и ставшая известной в 1970 году, когда о ней заговорили как о «самой громкой в мире». В течение 1969 – 1972 годов пять альбомов GFR стали платиновыми (остальные три – золотыми); общий альбомный тираж группы в 70-х годах составил более 25 миллионов. Grand Funk Railroad исполняли предельно упрощённый, но оглушительно-громкий вариант блюз-рока; впоследствии музыкальные критики стали упоминать их в числе провозвестников стоунер-рока. C 2000 года, Дон Брюэр и Мел Шакер вместе с бывшими участниками 38 Special, Kiss и Bob Seger’s Silver Bullet Band гастролируют, используя название Grand Funk Railroad. Основной вокалист и лидер-гитарист Марк Фарнер также выступал и записывался с собственной группой, N’rG.

 

– А там ведь еще в те годы была песня Shocking Blue, «Никогда не выходи замуж за железнодорожника» (Never Marry a Railroad Man).

– Это я тоже назвал. «Не выходи замуж за железнодорожника» – это была вторая причина моего поступления в институт.

СПРАВКА

Shocking Blue – голландская рок-группа из Гааги, существовавшая с 1967 по 1974 год. Известнейшая песня группы «Venus» («Шизгара») в феврале 1970 года заняла первое место в чарте Billboard Hot 100. Команда была основана в 1967 году гитаристом Робби ван Леувеном, ветераном известной голландской рок-группы The Motions. Название «Shocking Blue» было навеяно словами Эрика Клэптона Electric Blue из песни «Strange Brew». Кроме ван Леувена, в группу входили барабанщик Корнелиус ван дер Бек, басист Клаше ван дер Вал и вокалист Фред де Вилде. Второй сингл группы «Lucy Brown Is Back in Town», занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле Pink Elephant. Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа Bumble Bees с поразительной вокалисткой Маришкой Вереш, и решил, что она будет совершенным дополнением к Shocking Blue. Робби был тут же увлечён её вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Маришка, наполовину венгерская цыганка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшим на скрипке в цыганском оркестре. До приглашения в Shocking Blue она записала сольный сингл под названием «Topkapi» и набиралась опыта в различных группах. Она сменила де Вилде, и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось, и один из первых синглов – Venus – стал великим хитом». В Голландии «Venus» занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании Colossus. Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с Shocking Blue и был вознаграждён за предприимчивость, когда «Venus» в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы «Mighty Joe» стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах. «Never Marry a Railroad Man» также возглавлял вершину голландских хит-парадов.

 

– И ты не закончил институт, в отличие от Кельми?

– Я подумал, что не хотел подставлять под угрозу жизни моих соотечественников, потому что инженер из меня был никакой. Потому что я на лекциях писал какие-то ноты, какие-то тексты.

– Значит, ты ушел из вуза, но при этом в армию тебя не забрали? В те времена ведь сразу забирали в армию студентов, которые были отчислены.

– Я 17 лет прожил в военном гарнизоне. Я свое отслужил. Не буду выдавать тайны, но мы жили на границе. Поэтому я слушал постоянно музыку западных радиостанций, которые не глушились в отличие от Москвы.

– А, ну да, это Мурманск, ты же в Мурманске жил…

СПРАВКА

Вскоре после рождения сына отца Владимира перевели на Северный флот в гарнизон «Спутник» Мурманской области. Володя учился в школе №5 посёлка Печенга, был отличником, с детства увлекался музыкой, учился в музыкальной школе по классу скрипки. С 5 лет играет на электрогитаре. Первую песню написал в шесть лет. С 1978 по 1983 учился на духовом отделении Днепропетровского музыкального училища имени Глинки по классу флейты у Сергея Дмитриевича Пятова (ныне – главного дирижёра оркестра цирка, солиста камерного оркестра «Времена года» имени Гарри Логвина). Несмотря на то, что Кузьмин начал обучение на флейте с нуля, скоро он обогнал своих однокурсников, а для госэкзамена выбрал самые трудные вещи – «Сюиту № 2» Баха, «Поэму» Жанны Колодуб и «Полёт Шмеля» Римского-Корсакова.

 

– Да, это было в Прибалтике, на Севере, на Юге, на Востоке… Солдаты меня научили играть на гитаре, на кларнете, на флейте. В общем-то, в шестом классе мы уже играли «Битлз», «Роллинг Стоунз» и свои песни на школьных вечерах и на солдатских в Доме офицеров.

СПРАВКА

Из интервью «Музыкальной правде» (№42 от 20 сентября 1996): «Все началось с радио. Мы жили в маленьком военном гарнизоне на границе с Норвегией, и один человек посоветовал мне поймать волну, где, по его словам, крутили «Битлов». Причем я спросил его, кто такие «Битлы», и он сказал, что это такие нищие музыканты, лохматые, они бедные, ходят и воют высокими голосами, играют на гитарах и себе таким образом зарабатывают на жизнь. Причем «Битлы» бывали шведские, польские, норвежские и т.д. И вняв его словам, я включил кнопку приемника и таким образом приобщился к музыкальной культуре. Этот же человек показал мне несколько аккордов на гитаре. Уже через неделю я собрал тех, кто хоть как-то на чем-то играл, и сделал рок-группу. Она называлась «Аэлита». Играть мы начали почему-то сразу свои песни».

 

– Вы старались каверы один в один делать или что-то свое?

– Да нет, я даже сочинял русские тексты.

– К битловским песням?

– Да, было такое.

СПРАВКА

В 1977 году Кузьмин участвует в ВИА «Надежда» как гитарист. Потом переходит в популярные «ВИА Самоцветы», где работал почти год. В 1979 году вместе с Александром Барыкиным Владимир Кузьмин собрал первый состав группы «Карнавал», которая добилась большой популярности в Москве.

 

Про конвертацию чуть-чуть

– А как советский офицер, морской пехотинец, твой отец относился к тому, что сын занимается такой ерундой?

– Сначала как-то очень плохо относился, естественно. Но постепенно, когда он видел восторг людей, которые слушают нашу музыку, которую мы играем с таким энтузиазмом, отец становился фанатом.

Ну да, битломаном уже стал. Ты его конвертировал в свою веру. Я, знаешь, когда с рок-музыкантами говорю, всегда пытаюсь для себя один вопрос понять. Вот я в этой студии беседовал с Александром Градским, тебе известным, в день 50-летия Виктора Цоя. И он озвучил тезис: на самом деле в музыке важнее не посыл-мессидж, а профессионализм. Что, мол, Цоя не будут вспоминать, потому что у него низкая профессиональная планка, а было только то, что называется, message. И мне приходилось его прерывать все время, потому что это был прямой эфир и день 50-летия как-никак. Просто мне казалось неуместным именно в этот день про это говорить. Но Саша очень настаивал на своем тезисе. Ты-то как считаешь, в рок-музыке важнее какое-то послание или важнее все-таки техника и как это сделано, то есть музыкальная составляющая, что важнее для рок-музыканта, скажи мне?

РЕМАРКА

Звезда рок-шансона Юрий Шевчук декларировал:

«Что такое рок-н-ролл? Многие журналисты путаются. Одни говорят: «Кузьмин – великий рок-гитарист». Да какой он «рок», он же поп-музыкант. Хорошую попсу играет, но я в этом не профессионал. Или группа Мазая, как ее… «Моральный кодекс». Это же поп-музыка. Или эта «Агата Кристи». Просто они играют в стиле рок-н-ролла – у них электрогитары, фузы, но там нет духа рок-н-ролла! Любой уголовник вам скажет: смешение понятий. Да вы что, запутали всех. Все называете роком, скоро им Кобзон станет».

А главред «Музыкальной правды» Отар Кушанашвили писал в своей газете (№40 от 9 сентября 1996): «Такое ощущение, что лирику КУЗЬМИН пишет только по приказу или, что еще хуже, пишет, понимая, что она поможет сбыту альбома, что тоже, в конечном итоге, есть приказ, но уже – рынка. Он безумно стесняется обсуждать, например, пронзительнейшую балладу “СИБИРСКИЕ МОРОЗЫ” (“Я НЕ ЗАБУДУ ТЕБЯ НИКОГДА”), что меня, влюбленного в эту чистую драму, ставит в несколько несуразное положение: я говорю комплименты, а человек мало того, что их не принимает, так еще ОТНЕКИВАЕТСЯ от них! Я очень люблю ВОЛОДЮ КУЗЬМИНА, он один из самых одержимых людей, которых я видел (но одержимость эта – не фантастического толка, я имел в виду, что В.К. верно служит Музе столько лет, и все это – без надрыва, без воплей), но его альбом «СЕМЬ МОРЕЙ» доказал мою правоту. Правоту в том смысле, что Кузьмин никакой не рокер, а элегический, уже явно уставший человек с огромным обаянием и мощной лирической божьей искрой. ЕДИНСТВЕННАЯ ВКУСНАЯ ВЕЩЬ В АЛЬБОМЕ – «БЕЛАЯ ЛУНА», она никак, увы, не соприкасается с «МОРОЗАМИ», но мелодика там весьма симпатичная. И в прочих вещах, где Кузьмин не изображает на 95-м году жизни бестрепетного байкера, а бьет на светлый мотив, – в этих вещах сила. Не сомневаюсь, что у этого стиля полно апологетов, причем, как подсказывает опыт, весьма агрессивных, – но, во-первых, высказываю частное мнение, во-вторых, только необъективный скажет, что НЫНЕШНЕМУ Кузьмину ИДЕТ РОКЕРСКАЯ ТОГА. Нет, братцы: ГЛАЗА ДРУГИЕ, в глазах уже нет куража, и это нормально, потому что там есть мудрость. А мудрость – это грустное. В любом случае я высказываю ЧАСТНУЮ точку зрения ОБИЖЕННОГО нехваткой витаминов в виде сантиментов человечка. Зачем-то Кузьмин сконцентрировался на роке, навязывая его как генеральное свое направление. Я протестую! Ах, зачем он стесняется быть трогательным?!».

 

– Ну, важно и то и другое. Но посыл все равно важнее, я считаю.

– Чем исполнение?

– Совершенно верно.

– Вот я тоже так думаю. Я думаю, что Градский здесь не прав…

– Эндорфин – гормон радости. А Интерферон?

– Интерферон – это..

– Про препарат я понимаю, про «Интерферон» Кузьмина мне расскажи.

– Это как раз то же самое. Ты послушал «Интерферон», и у тебя блокада от всяких стрессов, от депрессий. Это веселая, зажигательная музыка с таким внутренним юмором постоянным. Это блюз и рок-н-ролл, в общем-то, там я ничего нового не придумал. На самом деле я когда в детстве это слово услышал, оно мне очень понравилось – интерферон. Я хотел даже так группу назвать.

– Володь, все, у нас время закончилось. Послезавтра я надеюсь увидеть тебя на сцене.

– Я тебя надеюсь увидеть в зале.

ОТ РЕДАКЦИИ. Полная версия беседы включена в книгу «24 кадра правды PRO…», которую скоро выпустит издательство «ОЛМА МЕДИА ГРУПП».   


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Бабушка Пушкина»
Борис Березовский умер?
Как дела, Марь Иванна?
Гомофобия и политика
Про Майдан и не только
Новости. Великой балерине посвящается
Цветаева глазами дочери
ФБ-взгляд


««« »»»