ФАНТАЗИИ ЮРИСТОВ РАО

Когда, раздуваясь до размеров необъятного, лиловые шары с пенящимися багровыми пятнами упадут в землю, вливаясь в нее, как в жижу; когда черные и фиолетовые коршуны влетят в глаз каждому человеку, кто вырос выше куста шиповника; когда молочного цвета медуза, склизкая и холодная, как раздавленная толстая гусеница, пролетит над головами людей, тогда… (И неожиданно!) Тогда юристы начнут лучше разбираться в законе Российской Федерации об авторских и смежных правах.

Но пугающая перспектива не должна выбивать из душевного равновесия испуганных юристов. Пусть их воображение включается, когда гаснет свет в доме и по комнатам слышатся страшные и глухие шаги доисторического чудовища. Не надо юристам включать воображение в залах суда, а то запутаются в законах и будет у них нервическое состояние и мигрень. Ай-ай-ай (в этом месте можно покачать негодующе головой).

Но это “мягкое” лирическое введение к тому процессу, который недавно показал, что некоторые юристы все-таки тянут из дома, как подол длинного платья, в залы суда свое воображение. И вот в одном из залов суда, где поначалу все было празднично увешано воздушными шариками воображения юристов РАО, как во времена наивного детства, завершилось наконец-таки одно из самых прецедентных дел за все время существования “Закона об авторском праве и смежных правах” (1993 г.). РАО – это Российское авторское общество, представляющее в данном случае интересы А.Розенбаума, Р.Лисиц, Д.Рубина и А.Иванова, подало иск против студии грамзаписи “ЗЕКО-рекордс”, потребующий по инициативе юристов РАО компенсацию как карательную меру, не свойственную авторскому и гражданскому праву, т.к. назначенная сумма была взята с потолка.

Прокомментировать все события, связанные с судом, затянувшимся по причине галлюцинации юристов в ночное время, взялся адвокат фирмы “ЗЕКО-рекордс” В.В.Тутыхин, представляющий адвокатскую контору “Джон Тайнер и партнеры”.

– Какая проблема возникла между РАО и “ЗЕКО-рекордс”, которую пришлось разрешать посредством судебного процесса?

– Фирма “ЗЕКО-рекордс” является владельцем мастер-тейпа, т.е. оригинала всех песен М.Шуфутинского, который, в свою очередь, является исполнителем многих песен, написанных А.Розенбаумом. До введения правовой системы по выплате вознаграждения, регулируемой теперь через РАО, было все очень просто: М.Шуфутинский и А.Розенбаум финансовые и личные вопросы решали только между собой. Таковы были правила этого бизнеса изнутри.

В 1993 г. вышел “Закон об авторском праве и смежных правах”, вступивший в силу только в 1994 г. после постановления правительства России, который сообщил авторам, что у каждого есть много прав на то, что он создал. И это касается любого произведения (ст. 7 ч. I и III), что, в частности, подразумевает: кто использует эти произведения или его элементы – должен рассчитаться с автором.

– Так что же не устроило истцов и РАО?

– Истцы посчитали себя обиженной стороной в финансовом вопросе с “ЗЕКО-рекордс”.

Но проблема РАО была первоначально в том, что требуемую сумму компенсации нужно обосновывать. Мы с “ЗЕКО-рекордс” доказали две вещи:

1) Размер компенсации надо привязывать к неким денежным суммам и упущенным выгодам автора, которых не могло быть, т.к. авторское вознаграждение, т.е. компенсация по убыткам, которое истцы недополучили, “ЗЕКО-рекордс” полностью перевело им на счет в РАО.

2) Компенсация должна компенсировать, а не штрафовать. РАО же стоит на позиции по всем делам, которые они вели до этого, что компенсация подразумевает некий штраф, который можно назначить произвольно. Ко всему прочему, РАО в судебном процессе допустило более десяти ошибок в исковом заявлении.

– То есть РАО – не совсем компетентный орган, раз существует безграмотность между понятиями “компенсация и штраф”?

– Они вправе иметь любую позицию относительно прав. Эта позиция их юристов, которая дает возможность получать прекраснейшие проценты от отсуженных сумм. Но это рыночные отношения.

– Какая сумма была получена Александром Розенбаумом в качестве “авторского” вознаграждения?

– 10 тысяч долларов было заплачено, когда “ЗЕКО-рекордс” собрала все песни, написанные А.Розенбаумом для М.Шуфутинского и РДМ выпустила альбом “Спасибо, Саша Розенбаум. М.Шуфутинский”. Этот факт не является закрытым и приурочен к делу платежным поручением.

– Но, согласитесь, принизить роль А.Розенбаума на российской эстраде уже невозможно. Смешно считать, что он станет довольствоваться тем, что единожды выпущенный утешительно-благодарный компакт-диск удовлетворит Розенбаума и представляющее его интересы РАО.

– Он полностью получил свое. Все, на что имел право по закону и по договоренности между РАО и РФА. И суд – это не способ, простите, наживы за счет фирм, работающих абсолютно законно. В данном случае – это “ЗЕКО-рекордс”. И в этом есть прецедент данного судебного разбирательства.

– Сохранился ли конфликт между “ЗЕКО-рекордс” и, допустим, А.Розенбаумом?

– Я подозреваю, что Розенбаум был очень разочарован судебным решением. Не знаю, насколько был разочарован действиями РАО, но между Розенбаумом и “ЗЕКО-рекордс” не может быть конфликта, поскольку между ними нет правоотношений. Мы выиграли в суде. И на этом все исчерпано.

Было бы странно, что, находясь в плену собственной запутанности в правовых вопросах и не щадящего, пульсирующего воображения юристов, все не было бы исчерпано!.. Как не исчерпан бюреткой мозг пациента, когда незадачливый врач решил удалить ему нерв из больного зуба…

А галлюцинации юристов все рисуют им страшные картинки: раздутые до необъятных размеров лиловые шары, с пенящимися багровыми пятнами, падают в землю, вливаясь в нее, как в жижу; черные и фиолетовые коршуны влетают в глаза каждому человеку, кто вырос выше куста шиповника; молочного цвета медуза, склизкая и холодная, как раздавленная толстая гусеница, пролетает над головами людей и… все-таки падает на их головы вашей неудачей.

Возьмите на этот случай зонтик!

Регина МЯННИК.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СТИВЕН СИГАЛ ЛОМАЕТ СТЕНЫ ПО-БЫСТРОМУ
ЧЕЛОБАНОВ “ВПЕНДЮРИВАЛ” ПУГАЧЕВОЙ
ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ – ОТДЫХ НА ВУЛКАНЕ
ВКЛЮЧИТЕ ЭТОТ ЧЕРТОВ ВУЛКАН, ПУСТЬ ПЛЮЕТСЯ!
РОСТРОПОВИЧ – ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
МАЙК НАУМЕНКО: БУГИ-ВУГИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?
ДЖЕКСОН ПРИМЕРИТ РОССИЙСКУЮ ВОЕННУЮ ФОРМУ
CЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: СТАТЬ АКТЕРОМ БЫЛА МОЯ МЕЧТА


««« »»»