После четырех лет безмолвия “ЗЕМЛЯНЕ” запели
Статья моего коллеги пространная, продуманная по части архитектоники, она все объяснит, читатель умный, ему толмач не нужен, тем более избыточно сентиментальный (имею в виду себя).
Но я позволю себе всего два словечка относительно того времени, когда я слушал “ЗЕМЛЯН”.
Я был школяром (это предложение будет длинное, через запятые, чтоб дыхалка не сбилась… чуть не забыл сказать), тогда модно было по-черному ерничать, в чем я преуспевал, но это был фасад, а за фасадом был, простите за саморекламу, тонкий внутренний мир, очень нежный и ожидающий нежности, и мне приходилось, как всякому малодушному типу, тем паче грузину, скрывать эту чувствительность, но дома, в комнате, у окна или на балконе, я ОТРЫВАЛСЯ!
МЕЧТАЛ. ПОД ПЕСНИ И КНИЖКИ.
…Одной из таких песен была “ТРАВА У ДОМА”, вот что.
Не знаю, войдут ли “ЗЕМЛЯНЕ” дважды в одну и ту же речку, но самое главное я вам сказал.
Отар КУШАНАШВИЛИ,
и.о. Главреда газеты “МузОБОЗ” ИД “НОВЫЙ ВЗГЛЯД”.
Из монитора в гримерке ГЦКЗ “Россия” вот уже полчаса звучит голос Иосифа Кобзона, изредка перебиваемый указаниями режиссера, кому выходить на сцену следующим. “Земляне” маются без дела в ожидании своего выступления, закрывающего концерт, посвященный 50-летию НПО “Энергия” (разработчика первых советских ракет, а также знаменитого комплекса “Мрия” – “Буран”).
Кому, как не “Землянам”, выступать главным номером программы – “песней времен и народов” “Трава у дома” провожают отважных героев в дальний космос. Из всех исполнителей – и маститых, заслуженных, и представителей андеграунда, обращавшихся когда-либо к космической теме, пожалуй, только Лев Лещенко (который, кстати, очень душевно пел в первом отделении, не претендуя, как многие, на заключительную часть) да “Земляне” имеют моральное право выступать финальным номером в подобных юбилейных концертах.
– Такой популярностью у летчиков и космонавтов вы обязаны удачной песне или это был тщательный расчет?
Сергей СКАЧКОВ (лидер, певец и очень неразговорчивый человек): Расчета никакого не было. Владимир Мигуля, написавший эту вещь, где-то год исполнял ее сам, но она почему-то так не “стреляла”. После того, как он отдал песню нам, она стала гимном космонавтов. Сейчас мы отправили на орбиту компакт-диск с “Каскадерами”, “Прости, Земля” и, конечно же, “Травой у дома”. Пластинка должна вернуться с сертификатом, подтверждающим то, что она побывала в космосе.
А в таких праздниках всегда принимаем участие с удовольствием – и на День космонавтики в Звездном городке, и здесь.
(Голос Иосифа Давыдовича все не умолкает, и барабанщик Леня САЙКИН, экс-”Джокер”, рассказывает очередную байку о совместных выступлениях с Кобзоном).
– А вы не боитесь в свете вашего второго витка вокруг шоу-бизнеса стать такими персонажами, которых невозможно будет попросить, а тем более согнать со сцены?
Юра ЛЕВАЧЕВ (бас): Я думаю, что до этого просто не доживем. Мы будем старыми, больными, в общем, инвалидами советской эстрады.
– Веселенькая картинка получится. На пафосных вечерах песни и пляски вас будут выкатывать в инвалидных колясках, всех во фраках и бабочках петь под фонограмму. А молодой наглый конферансье с глумливой ухмылкой будет объявлять: “А теперь специально для нашего гостя из Кологрива – ветераны сцены – группа “Земляне”! А кстати, сколько, по-вашему, еще протянет возрожденный нынче жанр ВИА?
Сергей: К нам он не имеет никакого отношения. Первая наша поездка от Кемеровской филармонии сопровождалась афишами “Рок-группа “ЗЕМЛЯНЕ”.
Юра: У каждого коллектива есть своя аудитория. У “Землян” она определенного возраста. То есть те люди, которые воспитывались на этой музыке, взрослеют вместе с нами.
– Вы делаете что-нибудь для того, чтобы подогреть интерес молодых к своему творчеству, – модные фишки типа дэнс-ремиксов, например, или тщательно спланированные скандалы?
Юра: Честно говоря, нет времени этим заниматься – в первую очередь нужно сделать “Второй виток…” А скандалы?.. Гена, ты хочешь скандалить?
Гена: Не-а… Достаточно. А, вот самое скандальное (по сравнению с поп-звездами) заявление: “Все “земляне” – прекрасные семьянины и ведут здоровый образ жизни!”
Гитарист Гена МАРТОВ (экс-”Рондо”), помимо богатой музыкальной биографии сессионного музыканта, знаменит еще и тем, что во время таиландской эпопеи “Рондо” разбил большое деревянное кресло о голову Александра Иванова, объясняя это тем, что “да м…к он”. При звуках голоса Вики Цыгановой оживляется и с надеждой вопрошает: “А моя любимая песня про водку будет?” Клавишник Миша ИВАНОВ (в свое время делал аранжировки для Евгения Кемеровского и Игоря Саруханова), резонно решив, что аранжировщика песнями не поят, идет в общественный буфет “накатывать”.
– Последнее время стало модным ветеранам рока объединяться в какой-либо концептуальный проект. Когда чистая идея игры ради удовольствия впоследствии стекает в кошелек. Участвовали вы в чем-нибудь подобном?
Юра: Экспериментировать в этом направлении можно сколько угодно, но в любом случае эти проекты далеко не заходят. Все заканчивается шумихой в бульварной прессе.
– А “пошаманить” с композицией свежими ритмическими рисунками, обратиться к этномузыке или джазу никогда не возникало желания?
Сергей (утомленно): Да все уже проэкспериментировано сто лет назад. В этом нет ничего нового.
Юра: Просто произошли какие-то переоценки, уже всего переиграно столько, что теперь хочется красивой музыки, грамотной как по тексту, так и по музыкальному материалу.
– А как уживаются в традиционно ориентированном коллективе такие колоритные персонажи, как Гена и Леня, с аскетичными Сергеем и Юрой?
Юра: Люди все очень разные, но музыканты хорошие, Да и увлечение у нас у всех одно – рыбалка. С другими музыкантами очень мало общаемся, так как все разговоры на протяжении десятков лет одинаковы.
– “Беседы лесорубов”: в лесу о бабах, с бабами о лесе (водка, женщины и звук)?
Юра: Да, пожалуй… Но вот у нас есть еще одна тема – блесны, катушки, лески и крючки.
Авдей ПОХМЕЛЬНИКОВ-КРИСТАЛЛОВ.