ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА И НАВОДНЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ 1824 ГОДА

Живое и деятельное увлечение в России музыкальным искусством и театром началось уже в самом начале XIX в. Именно в это время в Петербурге и Москве были изданы многие произведения классиков русской и иностранной драматургии. Но особого размаха это увлечение достигло после войны 1812 – 1814 гг., надолго оставив следы в российской литературе, искусстве и общественной жизни. В последние годы царствования Александра I была предпринята попытка создания в столице Итальянской оперы с участием знаменитых европейских артистов. Об этой попытке нет никаких сведений в литературе. Наша заметка целиком основана на неизученных материалах архивов.

Идея создания такой оперы возникла в самом начале 1823 г., когда император Александр I вернулся в Петербург из Италии, где он участвовал в работе конгресса Священного Союза, проходившего в Вероне в октябре – декабре 1822 г. В это время Александр I познакомился с произведениями архитектуры и живописи Вероны и Венеции, новейшими итальянскими операми и лучшими музыкантами: в Верону по приглашению австрийского канцлера Меттерниха тогда же прибыл и знаменитый итальянский композитор Дж.Россини, оперу которого “Дева озера” (по повести В.Скотта) и кантату “Священный союз” слушали приехавшие на конгресс европейские монархи.

Вернувшись в Петербург, Александр I узнал, что флорентийский музыкант Джокондо Арриги, отец примадонны Итальянского театра в Одессе, в беседе с поверенным в делах российской миссии выдвинул проект создания Итальянской оперы также в российской столице. Царь отклонил этот проект. “Его план показался нам неудовлетворяющим потребности такой большой столицы как Санкт-Петербург”. Но одновременно император одобрил идею создания Итальянского оперного театра в Петербурге и поручил служащему российской миссии в Турине молодому графу Бржстовскому, на музыкальные вкусы и познания которого он обратил внимание еще в Вероне, начать переговоры с известным неаполитанским антрепренером Домеником Барбайя, специалистом этого дела. В инструкциях Бржстовскому и другим российским дипломатам подчеркивалось, что “император желает, чтобы в Петербурге итальянская труппа состояла бы только из хороших певцов”. Даже на малые роли – в отличие от итальянских театров – предлагалось приглашать только талантливых артистов.

Уже в апреле 1823 г. с Барбайя и рядом знаменитых артистов начались очень сложные и трудные переговоры. Они касались многих вопросов: репертуара, количества и сроков представлений, устройства петербургского театра, оркестра, условий пребывания итальянских певцов в Северной Пальмире и т.д. Главная трудность заключалась в том, что многие знаменитые артисты были связаны контрактами, заключенными ранее не только с крупнейшими итальянскими, но и иностранными театрами (Вена, Париж, Лондон) и были вынуждены считаться с капризами своих покровителей из придворных кругов. Так по сообщению Д.П.Татищева (Вена, 9/21 ноября 1824 г.), талантливая актриса, ученица знаменитых композиторов Чимареза и Паезиелло Жозефина Федор, желавшая поехать в Россию – страну, где она родилась, училась и с 1808 по 1812 г. играла в театре и где у нее остались родственники, а также Лаблаш (знаменитый Лаблаш, имя которого стало нарицательным) не могли покинуть Неаполь без разрешения местного двора. В конце 1823 г. в Лондон, а затем Париж уехал “упоительный Россини, Европы баловень – Орфей”, а вместе с ним ряд талантливых певцов. В результате переговоры сильно затянулись. В письме к Д.П.Татищеву (Вена, 4 октября 1824 г.) Барбайя даже предложил перенести открытие сезона на апрель 1825 г. так как, по его словам, многие артисты не желали ехать ранее, опасаясь потерять голос из-за сильных российских холодов. В результате даже в декабре 1824 г. контракт не был подписан.

К этому времени в России произошли горестные события. 23 июня от чахотки умерла единственная дочь Александра I, шестнадцатилетняя Софья Дмитриевна Нарышкина (Софи), а рано утром 7(19) ноября вскоре после возвращения Александра I из поездки по России на еще спавший город обрушились воды Невы, вышедшие из берегов. Глубоко потрясенный разыгравшимся на его глазах бедствием Александр I впал в глубокое уныние.

По его распоряжению посланнику в Вене Д.П.Татищеву тогда же была направлена срочная депеша, в которой говорилось: “Его Величество при столь несчастных обстоятельствах считает неподходящим открытие в Санкт-Петербурге Итальянского театра, предмета скорее роскоши, чем действительной потребности” и предлагает в случае, если контракт еще не подписан, “не заключать его вообще и прервать все дальнейшие переговоры, касающиеся этого дела”.

Депеша пришла вовремя. К большому отчаянию итальянского антрепренера все переговоры были прерваны. Спустя несколько месяцев 3 мая 1825 г. указом из Варшавы Александр I распорядился назначить дирекции театров в Петербурге и Москве пособие в 200.000 рублей. К расходам на содержание театров указом привлекались также городские управления обеих столиц.

Смерть Александра I 19 ноября (1 декабря) 1825 г., а затем спустя полгода смерть его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны, объявленный в этой связи многомесячный траур на многие годы затянули осуществление задуманного в Вероне дела – создания в Петербурге Итальянского театра.

Михаил А.ДОДОЛЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРАСТИ
СКАЗ О “ПОПСЕ” И ПОКЛОННИКЕ ЕЕ – БАЛДЕ
КРЕМАТОРИЙ
АЛЛА ПУГАЧЕВА: НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ НЕКОРРЕКТНЫЕ ВОПРОСЫ
ПОПСА ОТ СЛОВА “ПОПА”
“НА-НА” В ТАИЛАНДЕ: ТОЛПЫ ТАЕК И ТАНЕЦ С ПРИНЦЕССОЙ
ЛЮБОВЬ МАНИАКА
КАЙ МЕТОВ – БЕНЕФЕЦИАНТ
ПРО РОК-ПРОРОКОВ
…Повстречались мы тогда
ЛУЧШЕЕ НОЧНОЕ ШОУ
ИРИНА ОТИЕВА: МУЖЧИНЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО ВСЕ
МАДОННА ИЩЕТ СПЕРМУ
АПРЕЛЕВКА “ПОД КОЛПАКОМ” У СПЕЦСЛУЖБ С 1911 ГОДА
КЕТТИНИ, МАКАРОНИ ИЛИ ШАРМАНЩИК ВОЛОДЯ


««« »»»