«Анимация – «Продано не всё» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

Когда музыкальным редактором «Вечернего Урганта» был Борис Барабанов, каждый выпуск программы заканчивался музыкальным номером. Причем критериями приглашения артистов были не пресловутая форматность и дружеские отношения с первым каналом, а, не побоюсь этого слова, культурологическая ценность. Финал передачи выполнял и просветительскую функцию – такого количества независимых и вовсе «нетелевизионных» музыкантов зрители Первого канала до этого не видели, возможно, никогда.

В начале лета в эфире «Вечернего Урганта» показали группу «Анимация» с песней «Родина». Люди вполне непрезентабельного вида пели вот какие слова: «Я люблю свою родину вроде бы, я полжизни рабом на заводе был и штаны носил прямо на скелет, а теперь меня это не торкает». Пели настолько отчаянно, будто у них в Чистополе остановилось время, на дворе опять 1989-й, и никому еще в голову не приходит смеяться над штампами русского рока. Впечатление было странное: «Анимация» казалась неуместной не только в гламурных декорациях Первого канала, но и вообще в нашем времени. Как одичавшие партизаны, которым забыли сказать, что война закончилась и эшелоны под откос можно уже не пускать.

Потом вышел и альбом «Продано не всё» – кстати, вовсе не первый в дискографии группы. Navigator подтвердил свою репутацию самой жалостливой рекорд-компании, порой выпускающей альбомы ради идеи, а не коммерции для. Внушительный логотип «Нашего радио» на задней обложке как бы сообщал о том, что и главная русскороковая радиостанция оценила эти постмодернистские игры и разбавила заученные хиты жанра новейшими стилизациями от «Анимации», которая с невероятной самоотдачей может в одиночку работать за «Сплин», «ДДТ», «Знаки», «Люмен» и «ЧайФ» впридачу. И что самое ценное, не в качестве ухмыляющихся пародистов, а от чистого сердца: редкий вид, надо брать.

Рецензент ваш, включив альбом, сначала тоже ухмылялся и остроумничал, а потом перестал: проняло. Да, грубовато местами сработано, да, в лоб, да, вторично – но до чего же искренне. Можно считать «Анимацию» наивным искусством, но шутить над ней не нужно: если многократно похороненный русский рок вдруг восстанет из пепла, то это произойдет благодаря вот таким простым чувакам, который не думают о трендах, а фигачат, как чувствуют.

«Продано не всё» – пластинка чрезвычайно неровная, что, как ни странно, подчеркивает ее подлинность. Песня «Псих» начинается замечательным гитарным соло, на фоне которого «сплинообразный» вокал Константина Кулясова даже несколько разочаровывает. «Спички» будут путать с творчеством «Знаков», и лидеру последних Алексею Юзленко это, по идее, должно льстить. В «Если война» появляются фолк-роковые мотивы, и «Анимация» вполне уверенно топчется на территории Чижа и Растеряева. В «Ваньке» то же самое проявляется еще более утрированно: Кулясов так старательно окает, что можно подумать, будто песня записана специально, чтобы раздражать слушателя. «Черта» – один из самых удачных боевиков пластинки, но визитной карточкой «Анимации», что поделаешь, видимо, станет куда менее тонкая «Родина».

«Всё простится» – вполне убедительный медляк, который явно может попасть и на другие радиостанции. «Дневник» – своеобразная квинтэссенция примитивных представлений о русском роке; при прослушивании поневоле вспоминается исполнительская манера Дениса Майданова. Без прилагательного «примитивный» не обойдется и упоминание песни «Питерская»: здесь количество подражательных штампов просто зашкаливает. В песне «Чай» «Анимация» играет «русский регги» – это когда стилю учатся не у Боба Марли, а у Владимира Шахрина. А бонус-треком идет «Русская», название которой говорит само за себя. Кстати, она лучше бы подошла боксеру Александру Поветкину в качестве предматчевого саундтрека: в ассортименте здесь гармонь, печаль и пророческие слова «то кидает, то журит, а то просто бьет».

Алексей Мажаев.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»