Зловещее лицемерие и лукавство сталинской формулировки “сын за отца не отвечает”, которую в усеченном виде Николай Еременко взял в заголовок своего фильма, заключалось в том, что детям предлагалось выжить ценой предательства. Явный успех картины на “Московской премьере” в Киноцентре (она получила приз зрительских симпатий) показывает, что с моралью у нас нынче все в порядке. Лента веселая и жизнеутверждающая. Целостная пирамида выстроена. Врагами оказываются “чужие” (мафиози) или совращенные “плохим” капиталом “свои” (героиня Веры Алентовой). А сам капитал – дело хорошее, только надо использовать новые возможности в чистых целях. Вспомним же, товарищи, нынешний комплекс социальной неполноценности и – вперед, к победе народного капитализма!
Юмор, однако, в том, что инструкция и социальная сказка совмещаются плохо. Отношения персонажей развиваются по законам игры в поддавки. “Чужая” реальность отторгается всеми возможными способами, и фильм топчется на месте. И только Владимир Гостюхин комикует, в тысячу первый раз играя своего парня, надежду и опору. Но актер что-то должен сделать со своим лицом, чтобы спрятать смятение и демонизм, хитрость и жестокость, смешение которых так поражало в ролях, сыгранных у Шепитько и Абдрашитова.
“Сын за отца” мог бы стать криминальной драмой или социальной комедией в духе позднего Рязанова. Но теперь это, воистину, кентавр: социальный заказ на утешение плюс беглый реестр мерзостей жизни. Скучно жить на этом свете, господа!
“Кинотавр”.