Какие неприятности для поставщика принесет поддельная банковская гарантия?

Рубрики: [Разное]  

Следует сказать, что в настоящий период времени данная тема имеет высокую актуальность. Это связано с тем, что существует только две возможности обеспечения контракта: залог и банковская гарантия. Из них последний вариант более удобный. Нередко встречаются случаи ненастоящих гарантий. Если предприятию необходимо получить в кратчайшие сроки документы, избежать больших финансовых затрат и упростить процедуру оформления, то появится множество организаций-посредников, которые предложат свои услуги.

Решением данной проблемы занимается ЦБ РФ. Им были выпущены рекомендации для банков, которые предлагают сделать прозрачными сведения о выданных гарантиях и выложить информацию о них на официальном сайте с указанием подразделения и контактных телефонов для уточнения. 24.10.2012 года к рассмотрению в Госдуме был предложен законопроект о формировании общего реестра гарантий, это позволит контролировать рынок госзаказов. Дополняет его ФЗ № 94-ФЗ. В нем отмечено, что банковская гарантия по госконтракту получает юридическую силу, только после поступления сведений о ней в единый реестр. На сегодняшний день ожидается принятие данного законопроекта.

Не совсем верной является позиция законодательства в настоящий момент. Она признает организацию, предоставившую незаконную гарантию недобросовестным, не учитывая того, что лицо просто может быть обмануто. Если факт незаконности гарантии будет обнаружен, за этим последует не заключение или расторжение договора. Помимо этого такой участник будет отнесен к недобросовестным поставщикам, что будет отражено в официальном реестре, за этим последует запрет в течение двух лет выставлять свою кандидатуру на участие в Государственных закупках.

Согласно формулировке п. 1 ст. 369 ГК РФ гарантия обеспечивает выполнение обязательств Принципала перед Бенефициаром. Это ведет к тому, что данные обязательства следует подробно прописывать в тексте гарантии. Если такой конкретики нет, то документ признается не соответствующим закону. На практике это приводит к необходимости отражения всех подробностей в таком виде, в каком их формулировка давалась в основном договоре. Чем более сложной является регулировка исполнения обязательства, тем больше риск данную гарантию оспорить.

Чтобы избежать такой ситуации Постановление предлагает общие критерии, по которым будет осуществляться идентификация основного обязательства, которое будет обеспечиваться данным документом. Так, например, Банковская гарантия будет считаться правильно оформленной и имеющей юридическую силу, если в ее тексте будут отражены основные моменты. Кто является должником, какова сумма, которую Гарант должен будет оплатить при соответствующем требовании Бенефициара, а также ссылка на договор, который представляет собой основу для возникновения обязательств Принципала перед Бенефициаром, или же характер обязательства. Все это позволит обеспечить большую свободу формулировки и вместе с тем очертить четкие рамки для оспаривания гарантии вследствие недостаточности идентификации и признания ее ничтожной.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»