Один из старейших и наиболее респектабельных литературных US-журналов The Atlantic опубликовал статью Why Homophobic Russia Loves Gender-Bending Pop Stars. Ее перевод, опубликованный на сайте ИноСМИ, был растиражирован в Сети. Предлагаем читателям текст перевода и ряд комментов российских читателей.
В 2012 году Борис Моисеев, 60-летний певец и любимец российской публики, вышел на сцену с песней «Звездочка» в совершенно невообразимом костюме – в блестящем спортивном пиджаке, бусах, малиновой помаде и шароварах в духе принцессы Жасмин. В окружении полуголых танцоров он как всегда задорно исполнил свой хит, соблазнительно двигая бедрами и размахивая руками. Моисеева любят все: и власти, и простые граждане, несмотря на то, что он открыто демонстрирует свою гомосексуальность, и большинство его концертов являются чрезмерно эпатажными даже по меркам гей-парадов.
И это та Россия, где только 16% населения считают, что общество должно терпимо относиться к гомосексуалистам и где недавно был принят закон, запрещающий публично пропагандировать нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Между тем Филипп Киркоров, неизменный гвоздь программы любого концерта с участием поп-звезд, никогда открыто не заявлял о своей гомосексуальности, в то время как его толстый слой гламурного макияжа и образ, очень напоминающий образ оперной дивы, заставляют многих задуматься о его ориентации. После того как его краткосрочному браку со стареющей мега-звездой Аллой Пугачевой – Барброй Стрейзанд российской эстрады – пришел конец, с помощью суррогатной матери из США у него родился ребенок.
В видеоролике ниже он исполняет ремикс еврейской песни «Хава нагила», завернувшись в меховое манто, сделанное, по всей видимости, из шкуры целого яка.
Россия никогда не отличалась особой терпимостью по отношению к сексуальным меньшинствам, однако, в последнее время ее граждане стали подвергать геев и бисексуалов откровенному остракизму. Проведение гей-парадов, публичные высказывания в защиту прав сексуальных меньшинств и приравнивание однополых гомосексуальных отношений к гетеросексуальным может обернуться штрафом в размере до 31000 долларов.
Тем не менее, несмотря на то, что открыто демонстрирующие свою гомосексуальность артисты могут оказаться в опале в других, таких же консервативных, как Россия, странах, русские питают сердечную привязанность к исполнителям, которые являются воплощением чего угодно, только не предписываемых законом гетеронормативных идеалов. Начиная с Сергея Зверева с его длинными белокурыми волосами и блеском для губ до пацанки Земфиры, которая, по слухам, встречается с какой-то российской актрисой, многие известные российские музыканты и исполнители являются (или стараются казаться) геями, бисексуалами или трансвеститами.
При этом игры с нетрадиционной сексуальностью и вычурностью, а также масса слухов по поводу настоящей сексуальной ориентации звезд эстрады, очевидно, только способствуют росту их популярности.
«Это вносит в их выступления некую театральность, – говорит Ольга Партан (Olga Partan), российский профессор в Колледже Святого Креста. – Они флиртуют с концептом загадки».
Согласно одной из теорий, успех таких исполнителей в современной России является продолжением того типа щегольства, которое превалировало в российском театре и музыке в течение нескольких веков. В популярных музыкальных шоу принимают участие мужчины (и женщины), разыгрывающие забавные сатирические сценки, используя при этом кукол, танцы, мимику и переодевания, чтобы создавать комедийный эффект.
Исторически сложившийся интерес к такого рода красочным представлениям в сочетании с любовью русских к опере и балету помогает объяснить, почему номера с переодетыми в женщин или женоподобными мужчинами не вызывают у людей никаких ассоциаций с гомосексуальностью, как отмечает Борис Дралюк, читающий лекции по русской литературе в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
В видеоролике ниже вы увидите сценку «Новых русских бабок», в которой двое мужчин в платочках и платьях развлекают зрителей в образе бабушек.
По словам Стивена Амико (Stephen Amico), который пишет книгу о гомосексуальности и российской эстраде, россияне, живущие в маленьких городах, говорили ему, что им нравятся эпатажность и переодевания современных артистов, потому что это вносит краски в мрачное и бесцветное существование провинциальных городов. Женщины в возрасте особенно любят Моисеева за его подчеркнутый акцент на красоте и нежности, которых им так не хватало в советские времена.
Согласно личной теории Амико, россиянам просто хочется спрятаться от идеалов гетеросексуальности, которые им навязываются сверху. Согласно новому закону, вы не можете открыто выступать в поддержку прав геев, но вполне можете отправиться на концерт какого-нибудь трансвестита.
Любопытно то, что нетрадиционная ориентация вызывает настолько бурный интерес, что в прошлом гетеросексуальные певцы притворялись геями, чтобы их альбомы лучше продавались.
В начале 2000-х годов группа «Тату» прославилась во всем мире после того, как их менеджер заявил о том, что они лесбиянки. Даже название группы является скрытым намеком на то, что «одна из них занимается сексом с другой».
В русском языке есть масса средств для выражения половой принадлежности. Пол субъектов и объектов беседы определяет то, как будут изменяться существительные, прилагательные и глаголы в предложении. Если вы женщина, которая задумала написать песню о любви к другой женщине, то у вас уже не получится спрятаться за нейтральными местоимениями.
И «Тату» извлекли из этого огромную выгоду: песня «All the Things She Said», их главный англоязычный хит, изначально был песней на русском под названием «Я сошла с ума». В припеве есть такие слова: «Мне нужна она. Мне нужна она».
***
Когда российские звезды спускаются со сцены, их гомосексуальный опыт обычно держится в секрете. Дана Геллер (Dana Heller), профессор из университета Старого доминиона (Old Dominion University), которая изучает вопросы сексуальности в российской музыке, утверждает, что зачастую пресса постоянно намекает на сексуальную ориентацию звезд, но о ней редко говорят откровенно.
«Их сексуальная ориентация – это «общеизвестный секрет», – написала она в своем электронном письме. – Брак Киркорова и Пугачевой стал скорее деловой сделкой, чем результатом романтических отношений, кроме того он служил дополнительным прикрытием для него – своего рода видимость нормальности. И эта иллюзия подразумевает, что россиянам не приходится беспокоиться о том, чтобы примирить свою любовь к этим исполнителям и укоренившейся в их культуре гомофобией, потому что никаких противоречий, по сути, нет, пока исполнители не заявляют от своей нетрадиционной ориентации публично».
Партан отмечает, что слухи о сексуальной ориентации звезд всегда остаются лишь слухами: «Никто никогда не скажет вам откровенно, что он гей».
Если артистам это на руку, они пользуются слухами, чтобы подогревать интерес к себе, но если кто-то выступает с серьезной критикой против них, они предпочитают все отвергать.
«Они пытаются извлечь из этого максимальную выгоду, – говорит Амико. – И Моисеев в этом деле просто мастер. Во время своего интервью российскому аналогу Rolling Stone Моисеев сказал: «Геи, шмеи – все это чушь!»
И как только кто-то решает раз и навсегда раскрыть тайну, все удовольствие от попыток разгадать ее улетучивается, и всем становится скучно.
Ранее в этом году актер Никита Джигурда отправился на одно из ток-шоу, чтобы «раскрыть» сексуальную ориентацию некоторых поп-звезд, в том числе Киркорова, Моисеева и Димы Билана, одержавшего победу на конкурсе «Евровидение-2008». Джигурда закончил свое эмоциональное выступление словами: «Выходите! Выходите из подполья – пока еще не поздно!»
При упоминании фамилии Билана ведущая воскликнула: «Вы разбиваете мне сердце!». Еще одна из женщин в студии просто отказалась в это поверить.
«Русские совершенно не умеют определять, кто гей, а кто нет», – объясняет Дралюк.
***
Несмотря на то, что поп-звезды из числа представителей ЛГБТ-сообщества продолжают пользоваться популярностью у большинства россиян, недавно некоторые из них стали жертвами оскорблений.
На одной из страничек в российской социальной сети «ВКонтакте» Моисеева назвали п…, а видеоролики с его песнями на YouTube неизменно сопровождаются массой гомофобских комментариев.
В 2002 году группа «Руки вверх» выпустила песню под названием «Он тебя целует». На первый взгляд, это ничем не примечательная песня о потерянной любви в духе Ace of Base.
«Он тебя целует, говорит, что любит, и ночами обнимает, к сердцу прижимает. А я мучаюсь от боли»…
Те, кто просто слушал эту песню, вероятнее всего полагают, что эта песня о гетеросексуальных отношениях – судя по местоимениям и форме глаголов и прилагательных. Однако в клипе к этой песне есть кадры мужчины, накладывающего себе макияж, перемежающиеся с другими кадрами, на которых мы видим другого мужчину с блондинкой, гуляющих по парку и ласкающих друг друга. Но в конце клипа блондинка снимает парик и оказывается тем самым мужчиной, который накладывал себе макияж.
Вполне понятно, что комментарии под этим видеороликом на YouTube совершенно не соответствуют тому теплому приему, которым публика встретила эту песню.
«Что это за извращенец, который себя красит?» – написал один из пользователей на русском.
«Закрой рот, выродок», – написал дугой пользователь.
По мнению Дралюка и других, вполне вероятно, что с усилением гомофобских настроений отношение к поп-звездам, демонстрирующим гомосексуальность, станет менее дружелюбным.
По слухам, Верка Сердючка, украинский трансвестит, исполняющий свои песни в длинных блестящих нарядах и невообразимых головных уборах, лишился контракта с одним из российских эстрадных театров, поскольку продюсеры опасались, что его выступления могут быть расценены как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений.
В конце 2012 года Киркоров, Билан и еще около 300 российских звезд подписались под письмом, адресованном Виталию Милонову, в котором они выступили с критикой закона о запрете гей-пропаганды, действовавшего на тот момент только в Санкт-Петербурге.
«За всю историю Санкт-Петербурга ни один другой человек не смог так опозорить этот город на весь мир за такой короткий промежуток времени», – говорилось в этом письме о Милонове.
Однако Милонов только презрительно отмахнулся от этих обвинений: «Поддержка Киркорова повредила бы мне больше [чем его критика]».
Тем не менее, противоречивое отношение россиян к гомосексуальности на сцене и на экране порой приводит в замешательство.
В январе журналист Антон Красовский объявил о том, что он гей, во время программы, которую он вел на интернет-портале, финансируемом Кремлем.
«Я гей, и при этом я такой же человек, как Путин и Медведев», – заявил он.
И сразу же был уволен.
А в это же время эпатажный певец Валерий Леонтьев дал часовой концерт на сцене Кремлевского Дворца, одетый в осыпанный блестками обтягивающий кожаный костюм.
В 2000-м году Моисеев под бурные аплодисменты публики спел свою «Звездочку», и его выступление показали на государственном телеканале.
Тогда на нем была юбка.
«Умом Россию не понять», – объясняет Партан.
Ольга ХАЗАН (Olga Khazan).
КОММЕНТАРИИ:
Sаevam_Iram:
Все эти моисеевы-сердючки-киркоровы как раз и разводят пропаганду гомосексуализма. Причём на центральных каналах. И смотрят на них дети каждый праздник, каждый выходной. Смотрят на всю эту напомаженную-раскрашенную содомию в юбках. И принимают это всё за норму поведения, ведь, если по тв показывают, значит, это хорошо. Если уж путинские поцреоты решили сражаться с гидрой педерастии, то начинать нужно с попсы, так отчаянно агонизирующей в каждой зомбоящике. Местные «борцуны» пишут, что мол, сценический образ и пр. Вам либо Фурсенко мозги промыл, либо, вы барыш имеете с пропаганды гомосексуализма по центральному тв.
krezozavr:
Ну так на Руси всегда любили скоморохов. Поют, пляшут, развлекают трудовой и служилый народ, веселуха!
Другое дело что несмотря на этакую «любовь» уважением профессия скомороха не пользовалась. Это потом экзальтированные юнцы и дамочки сделали из лицедеев и скоморохов кумиров.
Meln5:
В России геи никогда не пользовались и не будут пользоваться народной любовью. С трудом себе представляю, что русские мужики вдруг разом разлюбят гладить женские (а хоть бы даже и целлюлитные) задницы, и будут вожделенно взирать на …опу какого-нибудь гомо(секо)сексуалиста, мечтая её погладить… Нет, взирать-то они могут! И даже вожделенно! Но только для того, чтобы дать ему пинка. В этом плане – мы опять отстаём от Европы. Но это тот редкий случай, когда хочется сказать: “И слава Богу!” Аха-ха-ха-ха…
viktorr73:
«…почему гомофобная РФ так любит женоподобных поп-звезд…»
1. В самом названии ложь. Нормальным людям, которых абсолютное большинство, по барабану – пидер артист или нет. Если пидер не домогается секс-утех с людьми биологически нормальной половой ориентации, не выпячивает свою болезнь, то проблем во взаимодействии с обществом у него не будет.
2. «Гомофобия» – ложный по сути термин. В прямом переводе на русский он означает «страх перед гомосексуалистами». В действительности нравственно здравый человек страха перед «ЛГБТ»-сообществом не испытывает.
Марія Дмитрієва:
Такое ощущение, будто авторы этого текста совершенно не знакомы с историей западной поп-музыки. Звёзды глэм-рока одевались ещё более вычурно – и многие из них (если не подавляющее большинство) были вполне себе гетеросексуальными.
Сердючку зачем-то приплели – а его популярность в России пошла на убыль после выступления на Евровидении с песней Лаша Тумбай, которую россияне предпочли услышать как Раша Гудбай – которым кто ж доктор. Что до сатириков, одетых в женскую одежду, в частности, бабушек – этот номер повторяет известный в советские времена сатирический дуэт – и как тот был предельно мизогиничен, так и эти. Так что на месте геев я бы от этих товарищей постаралась держаться подальше.
Саня Сурков:
Травести всегда был любимым российским комедийным типажем! Травестирование, пародийное восприятие противоположного пола «со смехом» всегда входило в русский символический культурный код – еще с дохристианской Руси. Реликты этой «смеховой культуры» смены пола сохранились до сих пор в свадебном обряде, святочных ряжениях, играх в ночь на Купалу, новогодних карнавалах и других… Эти «травестийные смех…ечки» отличали Русь традиционно терпимым отношением к гендерным отклонениям, которые удивляли западных путешественников еще в средневековье, когда «содомский грех» был весьма распространенным и обычным явлением во всех слоях тогдашнего общества, не исключая царского двора, где Иван Грозный «имел» Гришку Басманова в сарафане с кокошником. Наше отношение к Моисееву, Киркорову, Леонтьеву и прочим «дивам» несут на себе отпечаток этих глубинных символических отложений в нашем сознании.