Однажды…

Представляя монументальное публицистическое творение лучшего тележурналиста страны (это не наш вывод, это “было в газетах”), Издательский Дом “Новый Взгляд” им. Додолева печатает в качестве пролога фрагмент из давнишней дипломной работы (посвященной “НВ”) выпускницы факультета журналистики МГУ Анны Шарик

“Для традиционного публицистического рода литературы характерны интонации призыва и убеждения, совмещенные с деловой нацеленностью на совершение конкретных действий. “Практических выводов” и “конкретных деловых решений” в лучших традициях действенной советской журналистики на страницах “Нового Взгляда” найти невозможно. Мнений на сей счет столько, сколько публицистов, пытающихся определить назначение жанра. Л.Радышевский, например, считает так: “Прощай, рыдающая публицистика со штампованными риторическими вопросами в конце! Прощайте, памфлеты и эссе, лупящие кулаками по тесту! Здравствуй, факт, входящий в тесто как острый нож: будем “профи”! Здравствуй, вновь встающее на горизонте журналистики искусство! Вы должны “решительно размежеваться”! Хватит размазывать политические репортажи внутренними монологами и реминисценциями, с торчащим изо всех швов комплексом неудавшегося писателя. Не надо впихивать в заметку, как советский актер в эпизодическую роль, свое прошлое, будущее, семейную драму и наследственные комплексы. Не надо смешивать жанры, ибо красота – это мера”.

По моему мнению, нововзглядовская публицистика Л.Радзиховского является точной противоположностью той, за которую ратует Л.Радышевский. Либо Радзиховскому изменяет чувство меры, либо публицистика не поддается обобщениям и призывам в приказном порядке. Думается, что в данном случае и то, и другое имеет место.

В одном из своих материалов Л.Радзиховский сослался на формулу академика Арцимовича: “Как известно, этот физик определил науку так: способ удовлетворять частное любопытство за государственный счет. И вот политику (“левую” или “правую”, безразлично) тоже можно определить как способ решать свои материальные и моральные проблемы за счет общества”. Мне кажется, что под эту формулу “ложится” и журналистика. В частности, публицистика.

Все выступления Л.Радзиховского на страницах “Нового Взгляда”, а они многочисленны и регулярны, носят печать субъективизма, порой даже излишне навязчивую. Думается, что выступления Валерии Новодворской в одних номерах, а зачастую и на одной полосе (!!!) с Радзиховским оставляют на читательском восприятии тяжелый груз. По моему мнению, практически неподъемный. Возможно, чувство меры отказало и Додолеву, хотя главные принципы опять соблюдены. А именно – “культ личностей” и стремление раздражать. Более чем, судя по потоку писем, представленных в “Поле Чудес”.

Хочется упомянуть материалы Игоря Воеводина, славящиеся своей скандальностью в кругах московской журналистики. Анализировать текст, испещренный бранью, боюсь, неуместно, но отметить глубину его материалов считаю необходимым. Это журналистика пугающая, тревожащая, но не своей формой, а содержанием. Лексически совпадая, но по глубине выпадая из материалов, представленных “Новым Взглядом”.

Таково было профессиональное мнение тов. Шарик. С тех пор, конечно, много воды утекло. Покинул полосы “НВ” Радзиховский, с позором изгнана Новодворская, а вот воеводинская звезда заблистала на голубом (не поймите превратно) экране новоженовской программы “Времечко”. И хотя Воеводин, пройдя через додолевскую кузницу журналистских талантов, остался верен себе, а “НВ” – изменился, его, Воеводина, труды, по-прежнему (права Шарик, права) “выпадают”, в чем вы можете убедится, прочитав его “публицистические” миниатюры. Многие убеждены, что их (миниатюр) литературный герой – “известный московский публицист Игорь Хороводин” и экс-нововзглядовец известный московский публицист Игорь Воеводин суть одно лицо. Нет, тонкий лирик и пронзительный литератор В. не всегда и не вполне тождествен гусару Х. Хотя никто свечки не держал…

ОДНАЖДЫ…

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин шел по улице. Он был в шинели, с бородой, с длинными волосами. Навстречу шел человек. Тоже с бородой и волосами, но в пальто.

– Вы художник? – спросил, поравнявшись, неизвестный.

– Художник, – ответил известный.

– А как ваша фамилия?

– Кандинский, – ответил Хороводин.

– Малевич, – представился тот.

Помолчали.

– Выпьем? – предложил Малевич.

– Выпьем, – согласился Кандинский.

– Эх, нам только Шагала не хватает, – сказал, выпив, Малевич.

Тут подъехал милицейский патруль. Стоит ли говорить, что фамилия лейтенанта была Коровин?

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин проснулся в неизвестной ему квартире. Но одетым. Была ночь. Рядом с ним лежала раздетая женщина. Может быть, это была его жена. Мгновенно раздевшись, известный публицист вознамерился возобладать женщиной, но вдруг с ужасом обнаружил некий орган, ей несвойственный.

Женщина повернула к нему небритую голову и хрипло сказала голосом талантливого автора Сергея Уголовченко:

– Спасибо, что не трахнул…

Игорь Хороводин всегда с гордостью рассказывал этот случай друзьям как пример супружеской верности.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин пришел в гости к талантливому автору Сергею Уголовченко. И они оба отправились в пивную по известному им адресу.

На восьмые сутки мама Игоря Хороводина позвонила домой Сергею Уголовченко. Подошла бабушка.

– Простите, можно Сергея?

– Та його нэма…

– А где он?

– Мабуть, у закусошной, а мабуть, уже и у турьме. Эвакуировався углубь страны, – добавила бабушка после краткой паузы.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин и комсорг его курса по кличке Пахан отмечали праздник 1 мая – с 29 апреля по 19 мая. 20-го они пришли сдавать сессию. Шел последний зачет.

– Читали? – спросил профессор-славист Бабаев, увидев их в дверях.

– Читали, – ответили Хороводин и Пахан.

– Вижу, – ответил Бабаев и поставил им зачет.

* * *

Однажды известного московского публициста Игоря Хороводина вызвал начальник военной кафедры университета полковник Бялик.

– Если завтра, сынок, – сказал он, – ты не принесешь справку, оправдывающую твое отсутствие на протяжении трех семестров, то можешь примерять сапоги.

Опечаленный Игорь Хороводин побрел в пивную. По пути ему встретился самый поганый телерепортер Москвы Вадим Сновавзад.

– Ерунда, – сказал он, выслушав Хороводина. – Завтра я тебе достану справку…

Назавтра он действительно принес медицинскую справку от знакомой врачихи, освобождающую от занятий. Радостный Хороводин отнес ее на военную кафедру. На крик полковника сбежался весь университет. В справке было написано: “воспаление яичников”. Оказывается, врачиха была гинекологом…

* * *

Однажды известного московского публициста Игоря Хороводина выгнали из университета. В двенадцатый раз. Опечаленный Хороводин и его верный друг, талантливый автор Сергей Уголовченко, исключенный к тому времени всего в девятый раз, выпили несколько водки в темных закоулках старого здания университета. Ранние сумерки наполняли здание, свет почему-то не зажигали.

Игорь Хороводин пошел в туалет по причине малой нужды. Он долго плутал, было темно и странно. Наконец он добрел до туалета, влез на стульчик и начал справлять невеликую свою нужду. Послышался какой-то шорох, затем негромкий вздох, и все стихло. Хороводин оглянулся. Оказывается, он стоял на стульчике на сцене университетского Дома культуры. Занавес был открыт. Зал был полон. Хороводин писал в рояль. Мертвая тишина царила в зале.

– Вот, – застенчиво сказал Хороводин и исчез в кулисах. Бешеные аплодисменты сопровождали его. Как потом оказалось, в этот вечер здесь должен был выступать модный в ту пору театр абсурда…

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин и его хороший товарищ Алексей Черешневецкий ходили по улицам. Вдруг они увидели в ларьке два сорта водки – “Посольскую” и “Лимонную” бесцветную.

– Давай купим, – предложил Хороводин.

– А когда мы будем пить? – спросил Черешневецкий, – ведь так много работы…

– А мы просто так купим, – сказал Хороводин, и они оба долго смеялись.

А потом пошли домой к Сергею Уголовченко и выпили там два литра простой водки.

На следующее утро друзья встретились снова.

– А я ведь все-таки тебя не послушал, – сказал Хороводин, – и купил себе ночью “Посольскую”…

– И мне так стыдно, я ведь тоже по пути взял “Лимонную”, – признался Черешневецкий.

Друзьям стало легче, и они обнявшись, пошли вперед. Домой, к талантливому автору Уголовченко.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин влюбился. И даже бросил пить. Он пил никак не больше бутылки портвейна перед свиданием. Ему даже хотели дать стипендию в университете.

Вечером Хороводин и его красивая девушка Нюся возвращались из театра, что уже само по себе смешно. Они читали друг другу стихи, во что вообще невозможно поверить. С особенный выражением читал Хороводин, потому что ему очень хотелось пукнуть.

Они подошли к дому Нюси, и та, посмотрев на темные окна, сказала:

– Дома никого… Пойдем, попьем чаю?

Как потом оказалось, до этого они за полгода всего два раза целовались. Все, знавшие Хороводина, умирали со смеху. Игорь Хороводин хотел отказаться – ему было не до любви, но потом он подумал, что у Нюси дома обязательно есть туалет.

– Пойдем… – тихо сказал он.

На кухне была сломана табуретка.

– Принеси стул из комнаты, – сказала Нюся.

Хороводин зашел в темную комнату и наконец-то освободил кишечник от газов. В комнате стало нечем дышать. Игорь Хороводин снял пиджак и стал разгонять клубы ядовитого газа. Вошла Нюся и зажгла свет. Она смотрела даже не на Хороводина. Он стоял рядом с постелью, на которой лежала младшая сестра Нюси с одноклассником, тоже воспользовавшаяся отсутствием родителей. Оба дрожали от страха.

На следующий день Игорь Хороводин вернулся к нормальной жизни и больше никогда не ходил в театры и не читал никому стихов.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин выходил из пивной с коромыслом на плечах. На коромысле висели два ведра пива. Следом за Хороводиным шел его хороший товарищ Алексей Черешневецкий с 800-граммовой баночкой пива в руках.

– А вдруг не хватит? – говорил всем Черешневецкий.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин поехал со студенческим отрядом на картошку. И попал в бригаду, которой руководил известный чудодел и полевод Влад Травин. Новичка Хороводина поприветствовали и повели в деревенскую пивную, где, собственно, и привыкла работать бригада. На столе стояли ведра с пивом, сам Влад Травин, держа в руках кружку, произносил тост. Открылась дверь, и в пивную случайно вошли командир отряда, комиссар, врач и комиссар по женским делам, которую чаще видали в мужских палатах. Влад произносил тост о пользе высшего образования. Увидев начальство, он вдохновенно крикнул.

– И потому я предлагаю выпить за самое демократическое в мире университетское начальство и его верных учеников – командира отряда и комиссара!

Начальство принужденно улыбнулось и было вынуждено присоединиться. Картошку так и не убрали.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин, а также крутой радиокомментатор Анатолий Пихайлов и другие хорошие мальчики попали на практику. Первую в жизни. За столом сидел грозного вида редактор, по коридорам не ходили, а бегали люди с озабоченными лицами и с бумагами в руках.

Редактор грозно оглядел оробевших школяров и спросил:

– Какое самое главное орудие журналиста?

– Ручка, – несмело сказал кто-то и не угадал.

– Штопор, – ответил редактор и достал его из стола.

Гуляли неделю. “А все-таки она выходит!” – умиленно говорил редактор по утрам, раскрывая свежий номер газеты.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин пришел сдавать государственный экзамен по научному коммунизму. В аудитории сидела грозная государственная комиссия. Сказать Хороводину было нечего. Молчание затягивалось. Поняв, чем это кончается, Хороводин начал говорить. Ответ его состоял в основном из междометий: “э… ну… м-м-н…”

– Чем вы пять лет в университете занимались? – грозно спросил председатель экзаменационной комиссии.

– Ставьте три, ставьте три быстрее, – испуганно начал толкать председателя под руку декан, – ставьте три, а то он сейчас скажет, чем…

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин пришел в компанию со своей новой знакомой Галей. Когда выпили достаточно, оказалось, что его новая знакомая хорошо известна этой компании. Под именем Галя Нон-стоп. Когда еще выпили, друзья Хороводина попросили Галю пригласить подруг. Галя пригласила. Приехали Вера Наутилус и Аня Атас. И больше я про этот вечер рассказывать ничего не буду.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин опять поехал на картошку. Но эта история вообще не про него. Там, на картошке, его верный друг Володя Пукин близко сошелся в сушилке с одной девочкой. И с тех пор сходился с ней там или в другом месте целый месяц. Об этом прослышала зам. декана Марианна Хуановна. И, поймав в коридоре университета Володю Пукина, сказала, как всегда, тихо, но внушительно:

– Если вы, Володя, завтра не подадите заявление в загс с этой хорошей студенткой, то послезавтра я подам заявление о вашем отчислении.

Находчивый Володя Пукин ответил:

– А я как раз, Марианна Хуановна, хотел просить вас быть свидетелем на нашей свадьбе. Соберутся все свои, – да вы их знаете – Игорь Хороводин, Вадим Сновавзад, Сергей Уголовченко – в общем, все будут!

Марианна Хуановна окаменела. Она поняла, что это будет за свадьба. И как ей, зам. декана, там быть?

– Вы знаете, Володя, – как всегда тихо сказала она, – а зачем вам жениться, такому молодому?..

– Ну, если вы настаиваете, – сказал Пукин, – то я не буду…

А девочка, между нами, была хорошая. Оксаной звали.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин проснулся с головной болью. Он включил большим пальцем левой ноги телевизор. На экране он увидел своего декана. Тот, глядя прямо в глаза Хороводину, отчетливо произнес:

– А прогульщиков мы будем исключать…

Потрясенный Хороводин решил, что и так может начинаться белая горячка. И побежал в реанимацию – в пивную неподалеку. По пути и в пивной он встретил много знакомых. Все они видели то же самое. После одиннадцати кружек пива все поняли, что галлюцинация приходит только одному, и то нечасто. Правильно поняли. Потому что по телевизору просто показывали интервью с демократичным деканом.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин был вхож в один интеллигентный дом. Можно сказать, в салон. Короче, собирались на Пролетарке. У Люлька. Ну и пили соответственно.

Как-то ночью никому не давал покоя верный друг Игоря Хороводина Сергей Уголовченко. Он что-то пел, без слов и мотива. Его решили спрятать в шкаф, в стенной шкаф в дальней комнате. Отнесли и поставили его – шкаф был размером с пенал, сами знаете. И заперли. После чего продолжали веселиться. Как – знаете сами.

С утра все проснулись от того, что никому не давало покоя чье-то мычание, доносящееся из-под земли. А это был восьмой этаж, между прочим. Наконец кто-то вспомнил про Уголовченко. Открыли шкаф, и на того, кто это сделал, упали волосатые ноги Уголовченко. Оказывается, его в шкафу поставили вверх ногами. И он простоял всю ночь на голове.

Нормальный человек, конечное дело, умер бы. А Уголовченко только две недели шеей не ворочал. Так и в салоне гулял.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин и его добрый знакомый Жора Загорелов бросили пить. С ног до головы одевшись во все белое, они пошли в сад “Эрмитаж”. Знакомиться с девочками. Чтобы отметить событие, они взяли всего семь литровых бутылок вина типа “вермут смешной”.

Проснулись они в три утра на станции Нара Киевской железной дороги. В пять они приехали в город Малый Ярославец, приняв предложение какой-то неизвестной им девушки. И жили у нее три дня. Пили “Гавану клаб” калужского розлива, слушали музыку – они познакомились в магазине с безногим гармонистом и взяли его с собой жить.

На четвертый день в одеждах, напоминавших окраску серых в яблоках рысаков, он вернулись в Москву. Взяв пиво, поехали в сад “Эрмитаж”. Девушки с ними уже не знакомились. С ними вообще никто не разговаривал, кроме патрульных милиционеров.

Стемнело. Жизнь шла мимо. У Луны была такая красная рожа, будто это она пила “гавану” столько дней. Внезапно в темноте раздался голос Жоры:

– Вот видишь? Говорил ведь тебе, что резко бросать нельзя!

С тех пор друзья резко не бросали. Они бросают медленно. До сих пор. Просто они каждый год пьют на один литр меньше, чем в прошлом.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин поехал в гости к Алексею Черешневецкому вместе со своим добрым ангелом – Сергеем Уголовченко. По приезде друзья решили взять по пять бутылок портвейна № 33 – им очень нравился этот сорт. Поэтому они взяли по семь. Хороводин был не в форме, так как опохмелялся уже четвертый месяц без перерыва, и упал, выпив всего три бутылки. Упал и уснул.

Но отряд не заметил потери бойца. Лишь к ночи Черешневецкий, наступив на Хороводина, сказал:

– А ведь неловко получилось! Вот мы пьем, а брали на всех! Он на нас обидится, когда проснется…

Стали думать, как привлечь Хороводина к веселью. Уголовченко предложил использовать клизму, и Черешневецкий принес ее из ванной. Клизма была ведерной и называлась “Вулкан”. Ее заполнили тремя бутылками портвейна и приступили к Хороводину. Тому было все равно, он спал.

Но тут Черешневецкий сказал:

– Ведь он вкуса не почувствует, так нельзя!

Кормление было отложено.

Утром друзья давились чаем и вспоминали минувшее. Хороводин почему-то не смеялся, когда узнал, что ему грозило. Все страдали и сетовали, что ночью выпили все. Хороводин спросил:

– Ну а клизма-то где? Хоть покажите…

Уголовченко замер, а потом кинулся в угол, где стояла полная портвейна клизма. Вино сцеживали в стаканы, жизнь продолжалась.

Вот так порой медицина спасает наши жизни.

* * *

Однажды известный московский публицист Игорь Хороводин вернулся поздно. И объяснил жене, что до сих пор дежурил в ДНД. То, что от него пахло водкой, жену не удивило. Она знала, что это у Хороводина природное.

Буря грянула, когда Хороводин снял джинсы перед тем, как лечь. Оказывается, он стоял перед супругой в женских трусиках типа “Неделька”.

“Саттердей” – было написано на них.

А это был, между прочим, уже вторник.

Ну и чем бы вы стали крыть, читатель, в такой ситуации? А вот Хороводин объяснил жене, что сегодня ночью был


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уважаемый Александр Иванович Иншаков!
ТЫ МНЕ ЗДОРОВЬЕ СОРВАЛА, ХОТЬ ДЕТЕЙ ПОЖАЛЕЙ
МИР ХРУПОК, КАК БОГЕМСКИЙ ХРУСТАЛЬ, КАК МАРТ, КАК ПАПЬЕ-МАШЕ
КАРОЛИНА – ФОРМУЛА ЛЮБВИ
МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ, КОГДА ТЫ ЗАБУДЕШЬ ПРО ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
НЕСКОЛЬКО СНОВ ОБ АМЕРИКЕ. ЧАСТЬ 5 (И ТРЕТЬЯ В 1996 ГОДУ)
МАСЛЕНИЦА И ВЫБОРЫ
“АЛИСА” ПОД “ДОЖДЕМ”
КИНОДЕЛА


««« »»»