КИНО ПРИДУМАЛИ В ОДЕССЕ

Осенью Украина готовится отметить 100-летие отечественного кинематографа. Оказывается, еще в 1893 году одесский изобретатель Иосиф Тимченко вместе с московским профессором Любимовым сконструировали устройство для демонстрации на экране непрерывного движения людей и предметов. Первые же киносъемки связаны с именем фотографа и оператора Альфреда Федецкого. По некоторым архивным данным, 30 сентября 1896 года он отснял свой первый сюжет, а уже в декабре в Харьковском оперном театре состоялся публичный киносеанс. К сожалению, ни одна из работ Федецкого до настоящего времени не сохранилась.

КАК СДЕЛАТЬ “ЛИЦЕДЕЯ” ГОВОРЯЩИМ ДУРАЛЕЕМ

Съемки новой картины Эльдара Рязанова под рабочим названием “Привет, дуралеи!” начались на мосфильмовской студии “Луч”. Среди занятых в картине актеров Татьяна Друбич, Татьяна Догилева, Александр Ширвиндт, Алексей Булдаков. На главную роль режиссер пригласил самого известного “лицедея-дуралея” Вячеслава Полунина, это его первая “говорящая” роль в кино. Оператор фильма – Владимир Нахабцев, композитор – Андрей Петров. Жанр картины “Привет, дуралеи!” – лирическая комедия. В постановочном плане это довольно сложный фильм с множеством трюков, сцен с животными – в частности, с собакой, которая пока что не слишком охотно выполняет команды постановщика и задерживает сроки съемок. Съемочный период продлится предположительно до июля и полностью пройдет в Москве. Уже отснято несколько сцен в павильонах “Мосфильма” и на Патриарших прудах. Планируется, что полностью картина будет готова осенью нынешнего года.

ЮБИЛЯР КОПИТ ДЕНЬГИ

Исполнилось 60 лет Юрию Ильенко – одному из самых известных украинских кинематографистов. Его операторский дебют – картина Якова Сегеля “Прощайте, голуби” – стал одним из самых любимых фильмов советских зрителей шестидесятых годов. В 1964 году Ильенко снял классическую теперь ленту Сергея Параджанова “Тени забытых предков”. Его режиссерским дебютом стал “идеологически порочный” фильм “Родник для жаждущих”, который до 1987 года пролежал “на полке”. После идеологического разгрома “школы украинского поэтического кино” в начале 70-х он безуспешно пытается снимать в реалистической манере. В восьмидесятые годы он возвращается к поэтической традиции: “Лесная песня. Мавка” (1981), “Легенда о княгине Ольге” (1983). В 1990 году вышел его последний на сегодня фильм “Лебединое озеро. Зона”, снятый по мотивам устных “лагерных” рассказов Сергея Параджанова. Сейчас Юрий Ильенко возглавляет кафедру кинорежиссуры в Киевском театральном институте и вот уже несколько лет ищет деньги на осуществление своего следующего режиссерского проекта – фильма “Агасфер”.

“АНДЕГРАУНД” В ПРОКАТНОМ ПОДПОЛЬЕ

В “Киноцентре” состоялся пресс-просмотр картины, завоевавшей в 1995 году “Золотую Пальмовую Ветвь” Каннского фестиваля – “Андеграунд” Эмира Кустурицы. Несмотря на то, что сеанс задержался на полтора часа, переполненный зал терпеливо дождался редкой возможности увидеть знаменитую картину. Об “Андеграунде” с тех пор, как он получил высшую награду Канн, сказано много и, видимо, говорить о нем не перестанут еще очень долго. Не исключено даже, что со временем он может стать чем-то вроде учебного пособия или документом своего времени. Историкам он может быть интересен эпическим размахом и социальной емкостью, а киноведам – безукоризненной стилистикой, виртуозным владением техникой кино и еще тем необъяснимо удержанным кинопленкой откровением, за которым, говорят, угадываются границы гениальности. Что касается зрителей, то “Андеграунд” считается, и не без оснований, фильмом не кассовым. Зато ценителям кино это трехчасовое, динамически насыщенное и ярко-темпераментное зрелище доставляет подлинное наслаждение.

“ВОЗВРАЩЕНИЕ БРОНЕНОСЦА”

Повесть, на основе которой Геннадий Полока снял фильм “Возвращение Броненосца”, была написана Алексеем Каплером в конце 50-х. В 60-е годы, понимая, что в первоначальном виде произведение не увидит свет, он переписал его: главный герой – большевик, но немец уступает место русскому революционеру Сажину. В конце 80-х появился сценарий по первому варианту повести, и лишь в апреле 1996 года в здании “Роскомкино” состоялся пресс-просмотр фильма, инициатором которого выступил председатель “Роскомкино” Армен Медведев. Жанр этой картины, по словам самого режиссера, – трагикомедия, сочетающая в себе “и смех, и слезы”. Это фильм о немце Герце – своеобразном Дон-Кихоте времен революции. Он причастен к ней и в то же время не может принять ее целиком. Его неотступно преследует мысль, что невозможно всеобщее счастье, если хотя бы всего один человек на свете несчастлив. Он пытается помочь всем, быть во всем честным и порядочным, но неправильно расставляет приоритеты, принося в жертву революции свою любовь. А в результате остается один, словно Рыцарь печального образа, провожая печальным взглядом красный флаг над мятежным броненосцем. Параллельно линии Дон-Кихота в фильме проходит тема конфликта между съемочной группой Сергея Эйзенштейна и одесскими актерами. Великий режиссер отказывается от профессионалов и набирает для съемок в своем “Броненосце “Потемкине” статистов “из народа”. Актеры Одессы, возлагавшие большие надежды на приезд Эйзенштейна, возмущены, ведь они остались без работы. Интересно то, что сцена митинга безработных актеров Одессы снималась в одном из минских театров, где в это время на самом деле проходила забастовка. Идея непрофессиональной массовки близка Геннадию Полоке. В сценах, воссоздающих съемочный процесс “Броненосца “Потемкина”", режиссер придерживался “метода группового портрета”, где за основу принято сходство с героями Эйзенштейна, а не профессиональное мастерство актеров. Телевизионная версия фильма состоит из 4-х серий по 53 минуты каждая. Некоторые телеканалы уже подали заявки на трансляцию картины и продажу им прав. Однако сумма, которую они предложили, по мнению Геннадия Полоки, “мизерная” – 40.000 долларов. Поэтому на творческом совете было решено: “Роскомкино” само станет представлять телевизионный вариант. В кинотеатрах картину можно будет увидеть совсем скоро. Но не во всех, а лишь там, где возможна театральная форма проката (с гардеробом, буфетом и антрактом). Таких кинотеатров пока немного: “Художественный”, “Москва”, Киноцентр, кинозал ЦДХ. Трагикомическое представление о любви и революции “Возвращение “Броненосца”. Сценаристы – Геннадий Полока и Владимир Брагин. Режиссер – Геннадий Полока. Оператор – Евгений Давыдов. В главных ролях – Михаил Уржумцев (дебют в кино) и Людмила Потапова. С участием актеров: Елены Майоровой, Татьяны Васильевой, Армена Джигарханяна, Ивана Бортника, Эрнста Романова, Валерия Носика (последняя роль артиста), Бориса Новикова, Игоря Кваши. Музыка Вениамина Баснера, текст песен Леонида Завальнюка.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЛОГ В КИЕВЕ

В Киеве состоялся Х международный кинофестиваль Пролог, инициатором которого является Союз украинских студентов-кинопродюсеров. В конкурсной программе было заявлено более 50 короткометражных фильмов из Украины, России, Белоруссии, Грузии, Германии, Нидерландов, Польши и Финляндии. Все работы разделены на три категории – игровые и документальные, снятые на кинопленке, и видеоработы. Определяло победителей жюри, работать в котором дали согласие режиссеры Лилия Огиенко-Оливье (Франция), Винсент Монникендам (Нидерланды), киновед Нея Зоркая (Россия), кинооператор Богдан Вержбицкий (Украина). Призовой фонд фестиваля, который должен быть распределен на Гран-при, призы за лучшую режиссуру, операторскую работу и видеофильм, составляет 2 000 долларов.

“МЕРТВОЕ МОРЕ” ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ПРЕСТИЖА

Режиссер Дин Махматдинов собирается снимать полнометражный игровой фильм “Мертвое море”. Это рабочее название картины, которая “будет несколько отличаться от того, что зритель привык видеть на киноэкране”. Языком образов, исключив диалоги и не прибегая к привычным элементам игрового кино, Дин Махматдинов попытается передать восточную мудрость и “красоту простоты”. Фильм состоит из трех притч – “О страхе”, “Озеро” и “Авторитет”. Три бабушки-старушки, занятые традиционным своим делом – вязанием, рассказывают притчи маленькому мальчику. Это три истории, действие которых происходит в различные эпохи, но они объединены одной проблемой. Начало ХII века, караульная крепость на берегу глубоководного Аральского моря – первая притча. Конец ХIХ века – опустевшая полуразрушенная крепость близ Аральского моря, покинутого его обитателями. И, наконец, наши дни – развалины крепости и мертвое Аральское море. Режиссер считает, что это будет нечто новое в кинематографе. Даже если фильм и не принесет значительной прибыли, то непременно поднимет престиж российского кино. Идея картины возникла еще в 1986 году, но была не то что неинтересна, а скорее невыгодна для представителей власти тогдашней Узбекской ССР, и проект не получил поддержки. А сейчас у Узбекистана на это просто нет средств. Бюджет картины составит, по предварительным подсчетам, 250 тысяч долларов. В настоящее время Дин Махматдинов ждет утверждения сценария в Роскомкино и очень надеется на то, что уже летом 1996 года ему удастся сделать некоторые предварительные съемки. В картине только на несколько ролей будут приглашены известные актеры, а большинство ролей сыграют непрофессионалы.

ВТОРАЯ СЕРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

В телеэфир Первого канала вышла вторая серия роликов “социальной рекламы”, над которой работали продюсер Константин Эрнст и исполнительный продюсер Денис Евстигнеев, известные режиссеры и знаменитые актеры: Зиновий Гердт, Ксения Качалина и Александр Наумов (ролик “Прощание славянки”), Леонид Куравлев (“Новые русские”), Никита Михалков и Владимир Машков (“Возвращение космонавтов”), Елена Сафонова и Александр Феклистов (“Кольцо”) и многие другие. Изначально, по словам Дениса Евстигнеева, проект задумывался как единоразовая акция. А продолжение снимается не потому, что было запланировано заранее, а “просто всем это дело понравилось”. “Стратегически проект остался прежним. Это по-прежнему нечто доброе, что нас объединяет, попытка перейти от разрушения к созиданию, вспомнить о том, что у нас была история – плохая или хорошая. Второй цикл – эксперименты. Попытка сломать четкую структуру. Пригласить других режиссеров с другим видением. Нельзя консервироваться внутри только что созданного дела”,– считает Константин Эрнст. В связи с этим в работе над новым циклом роликов под кодовым названием “Русский проект” участвует не один, как было раньше, а несколько режиссеров: Константин Эрнст, Бахыт Килибаев, Петр Луцик, Михаил Хлебородов и Денис Евстигнеев. Причем идеи придумывались и обговаривалась коллективно, а сценарии писал Петр Луцик. Денис Евстигнеев снял целых три истории. Трогательный рассказ о девочке и ее приемных родителях под названием “Кольцо”. В “Поезде” “русские бабы” в исполнении Нонны Мордюковой и Риммы Марковой выясняют свое отношение к “мужикам”. А “Профессионалы” Олег Ефремов, Олег Табаков, Вахтанг Кикабидзе, Лев Дуров и Галина Волчек поднимают традиционно русскую алкогольную тему, правда, без каких-либо агитаций. Евгений Сидихин и Николай Олялин снялись в смешной истории про городских и деревенских сценариста, а теперь и режиссера Петра Луцика. Ролик называется “Северные олени”. Денис Евстигнеев пригласил Михаила Хлебородова, “одного из лучших людей, снимающих музыкальные клипы”, попробовать себя несколько в другом направлении. В ролике “Концерт” Михаила Хлебородова точно снимется суперзвезда российской эстрады, имя которой до сих пор не разглашается. А пока заканчивается работа над “Русским проектом”, в редакцию пакетами сносят письма от зрителей. Вероятно, волна всенародной любви связана с тем, что уж очень это “наше”. Не пришлась по вкусу социальная реклама, пожалуй, только МВД. Господину Благоволину пришло письмо, где его серьезно попросили запретить показ ролика с девочкой, которая цепляется к троллейбусу, так как в нем пропагандируется нарушение правил дорожного движения.

И “НТВ-ПРОФИТ” НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ РОСКИНО

Предполагается, что съемки картины Киры Муратовой “Грустные истории” возобновятся в скором времени. Производством фильма занимается вновь созданное объединение “НТВ-Профит”. Это совместное предприятие, основными направлениями деятельности которого являются кинопроизводство и киновидеопрокат, было создано компанией НТВ и продюсерской фирмой “Профит” в конце 1995 года. Возглавляет “НТВ-Профит” продюсер Игорь Толстунов.

Если “Грустные истории” получат финансовую поддержку Роскомкино, фильм может быть закончен в августе – сентябре.

ЛЕДИ ГАМИЛЬТОН ПРИДЕТСЯ ПОЛГОДА ЖДАТЬ АДМИРАЛА НЕЛЬСОНА

Кинорежиссер Владимир Мотыль также решил испытать себя в качестве театрального режиссера. Предполагается, что он поставит в театре имени Станиславского спектакль-мюзикл “Последняя любовь адмирала”. Предварительное согласие на участие в постановке дала Наталья Андрейченко – ей предстоит сыграть Леди Гамильтон. Ее партнером на сцене станет Сергей Шакуров. Однако в настоящее время он работает над другим проектом, и постановка мюзикла откладывается по крайней мере на полгода.

Я Б В ПРОДЮСЕРЫ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ…

В этом году во ВГИКе открылся новый спецкурс, на котором студенты могут познакомиться с основами профессии продюсера, причем продюсера зарубежного. Курс рассчитан на 30 часов, слушают его студенты третьего курса экономического факультета. А преподает “кинобизнес по-американски” профессиональный продюсер Ольга Суслова, наша соотечественница, окончившая кинофакультет Калифорнийского университета и уже несколько лет работающая в Голливуде.

Автором нововведения стал Григорий Ряжский, возглавляющий компанию “Патмос-Медиа”. Этот проект продюсера, получившего в прошлом году вместе с Александром Атанесяном “Нику” (как лучшие продюсеры года – за совместную работу над фильмом “Немой свидетель”), не является коммерческим, поскольку ни на какую финансовую отдачу он не рассчитан. По словам самого Григория Ряжского, обучение студентов было предпринято им скорее от лени: легче заранее подготовить квалифицированных специалистов, чем в процессе работы объяснять азы продюсерства выпускникам со специальностью “директор картины”. О коммерческой отдаче можно говорить лишь в том смысле, что совместная работа с профессионалами должна быть успешнее и выгоднее. “Патмос-Медиа” полностью оплачивает преподавание спецкурса. По мнению Ольги Сусловой, немало отечественных картин последних лет не имели коммерческого успеха во многом из-за неграмотного отношения к кинобизнесу. Как правило, запуская проект какого-то нового фильма, его создатели смутно представляют себе, как можно продать будущую картину – многие из тех, кто у нас называются продюсерами, на самом деле только начальники производства. Своих студентов Ольга Суслова знакомит с тем, как сорганизовывается кинопроизводство в США и европейских странах. Несмотря на проблемы с литературой и отсутствие специальных обучающих компьютерных программ, этот спецкурс пользуется большой популярностью среди вгиковцев.

“ЦАРСКИЕ ДЕТИ”

Съемки картины “Царские дети”, задуманной Борисом Рыцаревым, намеченные еще на январь, задерживаются. Как сообщил продюсер кинокомпании “Русская сказка” Олег Демидов, финансирование фильма, вероятно, начнется только в ноябре. Василису Прекрасную и Ивана Царевича – главных героев фильма – сыграют актеры Эля Богова и Вадим Фишкин.

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ – БАЛТИЙСКИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Актерский фестиваль “Балтийская жемчужина” (Baltijas Perle) открыл сезон уже в начале этого года, правда, пока только музыкальными мероприятиями. В Ригу были приглашены “Солисты Москвы” во главе с Юрием Башметом, госпожа Липченко (генеральный директор фестиваля) представляла на сцене рижского Дома Конгрессов Мстислава Ростроповича.

Главный спонсор фестиваля “Parex banka” и немецкий ювелир Джанни Лаззаро, который летом прошлого года преподнес Джине Лоллобриджиде брошь с необыкновенно большой жемчужиной и бриллиантами, приготовили аналогичные подарки и на этот раз. Украшения с жемчугом и драгоценными камнями были вручены любимицам фестиваля: брошь “Женщина- бабочка” – Майе Плисецкой, а “Звезда” приготовлена для Галины Вишневской, которая не смогла приехать в Ригу вместе с Ростроповичем из-за дорожных неувязок. Фестиваль по-прежнему созывает гостей на балтийское побережье в августе этого года. В качестве почетных гостей ожидаются Ален Делон, Марина Влади и Орнелла Мути. Председателем международного жюри согласился быть Андрей Кончаловский.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В БОРЬБЕ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЯ ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ
ВОКРУГ КАЖДОГО СЛОВА – ОБЛАКО БОЛЬШОЙ ПИКАНТНОСТИ
СВЕТЛАНА ЛАЗАРЕВА “УХОДИТ В ПОДПОЛЬЕ”
У НИКОЛАЯ ЕРЕМЕНКО НЕТ ВЫБОРА
НЕ ВСЕ ТО “ЗОЛОТО”
КОНДУКТОР, НАЖМИ НА ТОРМОЗА
ПОЗАВЧЕРА В СОЧИ ЗАКОНЧИЛСЯ “КИНОТАВР”
ГЮЛЬЧАТАЙ, ОТКРОЙ ЛИЧИКО!
КРАСОТА… ИХ МАТЬ!
ТАКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НЕВОЗМУТИМЫЙ ВОЙНОВИЧ
БУДЕМ ЖИВЫ – НЕ ПОМРЕМ
БЛОК НАЗВАЛ СЕВЕРЯНИНА ЛЕБЯДКИНЫМ
ЖУРФАК: ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ


««« »»»