РОССИЯ И КУЛЬТУРА

Виталий КОРОТИЧ

Главный культуролог “Нового Взгляда”

В России всегда были сильны две традиции: одна – к человечеству и другая – от него. Сталинское правление по уровню цивилизованности отшвырнуло нас к временам Ивана Грозного, если не дальше. Но из своего средневековья мы далеко не обязательно возвращаемся в современность. Сталинская тюрьма народов постепенно превращается в зощенковскую коммуналку, в очередное страшилище и очередное посмешище для человечества. Мы возвращаемся по следу и не всегда помним уроки прошлого. Или упрощаем это прошлое, сводя его к разговору о немецких шпионах, глупых террористах и агентах охранки.

Был ли Сталин агентом царской охранки, можно спорить бесконечно. Бандитом он был, банки в молодости грабил, про охранку не знаю. Но созданную охранкой погромную “черную сотню” Сталин не мог не обожать. “Черная сотня”, проводившая в начале века погромы против национальных движений в России, особенно люто – еврейские погромы, утверждала, что происходит от одноименных отборных воинов Минина и Пожарского, изгнавших из Москвы чужеземцев.

Оглядитесь: в строго мусульманском Алжире женщины выходят на демонстрации, протестуя против наступления мусульманского фундаментализма, у нас же в одной из срочно обособившихся республик мужчинам запретили работать в женских консультациях. Только ли это?

Такое впечатление, что многие из наших часов, которые десятилетиями шли вспять, снова затикали в обратном направлении – даже быстрее. Культурная сфера наиболее наглядна, потому я и начал с нее. Самое ведь страшное в том, что, еще не побыв человечеством, мы во многих случаях остаемся не готовыми к встрече с ним. Или симулируем такую готовность. Вчера еще у нас трудно было достать хорошую книгу. Сегодня – опять нелегко, зато прилавки завалены книжной макулатурой, переложенной через пень колоду со всех языков мира.

Я с ужасом купил в Москве знаменитые повести Толкина о хоббитах, ужатые, переведенные кое-как и продающиеся рядом с какой-то мурой о зеленых вампирах и вурдалаках на чердаке. Знаменитую книгу испоганили и, боюсь, надолго. Приблизит ли нас она к мировой культуре? Конечно, нет. Не всякое издание, не всякий фильм приближают. Позор, что именно у нас в стране переизданы гитлеровская “Майн кампф” и “Протоколы сионских мудрецов”. Скажете – случайно. Не думаю… Злобная и антинародная система, в которой мы жили, вначале вытолкнула наверх цензора, и цензор определял, что нам надо знать и чего не надо. Затем система эта, контролировавшаяся партбюрократами, скончалась, и вместо партийных всезнаек со стальными взорами появились вертлявые человечки с мокрыми ладошками, прячущие глаза. Они, решая свои делишки, научились взывать к народу, говорить о его интересах, намекать на то, что мы-де люди простые и нам чего бы попроще… “А чего с ними чикаться? – как говорил герой бабелевской “Конармии”. – Я перед своим братом рабочим отчитаюсь, а не перед вами. Свои меня поймут!”

Не дай нам Бог возвратиться к понятиям справедливости, разграниченной по классовым, национальным или другим признакам. К очередному разделению на “наших” и “ваших”. Спаси нас Бог от закона, который будет не один для всех. Когда появляются классовые принципы и классовая мораль – с принципами и с моралью, считай, покончено… Оглупляя и грабя рабочий класс, нас уже не один год разделяли и грабили. И если замаячат новые пролетарские флагоносцы, надо четко понимать, откуда они ползут. Дело, о котором я говорю, нешутейное. Я начал с культуры, потому что здесь мы особенно на виду. Стали притчей во языцех московские концертные залы, где во время концерта Ростроповича какая-нибудь курица может заорать: “Во даешь, молодец, Слава!”, а с концерта знаменитого скрипача Исаака Стерна две девицы уходят, не дожидаясь, пока он, как формулирует любимый анекдот этих девиц, перепилит ящик.

Расплачиваясь за свое прошлое, мы не всегда от него отдаляемся. Мы давно не столица культурного человечества – уже и сами поняли. Мы давно уже не лидеры в области балета. От нас уехали почти все известные музыканты. Нам надо оживать, восстанавливать признаки своей принадлежности к роду людскому, делая это с достоинством и пониманием. Здесь все вместе – и как мы работаем, и как торгуем, и как слушаем, и как читаем, и что смотрим.

Помните одну из любимых школьных цитат? Из Чехова? “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Привожу по памяти, но, думаю, верно. Что-то ведь и осталось в памяти из лет учебы… Должно было остаться. Ведь не вовсе уж мы пропащие люди. Было бы время, чтобы отряхнуться и возвратиться к себе! Авось пробьемся…

Ведь не вовсе уж мы пропащие люди…


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧЕЛОВЕК АВГУСТА
ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА. РЕТРОСПЕКЦИЯ
“СВЕТОЧ”: 125 ЛЕТ СПУСТЯ
НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
“ГРАН-ПРИ” ЖУРНАЛА “ЗА РУЛЕМ” КАК ТРАДИЦИЯ МОСКОВСКОГО АВТОСАЛОНА
КТО ВЕРНЕТ НАРОДУ ЕГО ДОБРО?
МУЗЫКА ПОЧТОЙ – УЖЕ СЕГОДНЯ!
ТАЙНА АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ РАЗГАДАНА
ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО – “ЧЕРНОМОРСКИЙ” АБСУРДИСТ
ГАЛАНИН И МОРГУЛИС


««« »»»