«Пена дней»: Сердцедёр от Мишеля Гондри ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Показ романтической драмы «Пена дней» (L’ecume des jours, Франция, Бельгия, 2013, режиссер Мишель Гондри, в ролях – Ромен Дюрис, Одри Тоту, Омар Си, Гад Эльмалех, Айса Майга, Шарлотта Лебон и другие) прошел в рамках ММКФ-35 в Театре киноактера.

«Пена дней» – до невозможности трогательная, забавная, поэтичная, парадоксальная, абсурдно жестокая история любви молодого лоботряса Колена (Ромен Дюрис) к «аранжированной Дюком Эллингтоном» Хлое (Одри Тоту). Той любви, когда возможно все – полеты на облачках, прогулки по рельсам и свадебное путешествие в прозрачном лимузине. Любви, которая, угасая, лишает мир красок, смысла и даже объема. Пересказывать синопсис бессмысленно, скажем лишь, что из трех имеющихся экранизаций (первая, французская, 1968 года и японская «Хлоя» 2001 года) эта – наиболее буквальная, приближенная к тексту, почти без отсебятины.

Преданным читателям Бориса Виана всегда казалось, что это все просто невозможно экранизировать: «Колен подрезал уголки матовых век, чтобы придать взгляду таинственность», угорь, обожающий ананасы, мышка, до крови стирающая коготки, кровавое месилово на катке, модный танец «скосиглаз» (если кого интересует, русский перевод в фильме выполнен явно при помощи канонического текста Лилианы Лунгиной), томик «Блевотины» Жана-Соля Партра, наконец, пианококтейль!

Но Гондри удалось почти невозможное: перенести на большой экран неэкранизируемый в принципе текст, сохранив его магию, музыку и ритм. И не потеряться при этом! Ставший популярный благодаря своей DIY-эстетике и изобретательным спецэффектам, детской восторженности, наивности, тяге к абсурду и черному юмору, Мишель Гондри с самого начала казался идеальным кандидатом для экранизации прозы Виана (хотя интересно, что бы получилось у Жан-Пьера Жене).

Первая половина фильма (и книги) – невыносимо мажорный пир духа: Колен сорит деньгами налево и направо, пирует по высшему разряду при помощи повара Николя (Омар Си) и помешанного на философе Партре друга Шика (Гад Эльмалех), кругом царит Париж, джаз, весна и танцы-шманцы-обжиманцы. Во второй же половине весь мир Колена и Хлои медленно и неуклонно катится к чертям: Хлоя заболевает, Колену приходится – о ужас! – пойти работать, а далее классика: когда нет денег – нет любви. (Подозреваем, что в советские времена «Пену дней» опубликовали именно под прикрытием «разоблачения язв прогнившего буржуазного общества».) Именно здесь Гондри разворачивается в полный рост и нагнетает беспросветную тоску, напоминая, что он когда-то снял трагическое «Вечное сияние чистого разума».

Безусловно, «Пена дней» не лишена недостатков. Можно даже придраться к неполному соответствию оригиналу, хотя проза Виана настолько насыщена образами, что эти жалкие 180 страниц могли бы стать основой целого сериала. Поклонникам Виана может не понравиться эстетика Гондри, его, на первый взгляд, поверхностная буффонада и пристрастие к самодельным декорациям и спецэффектам, его отношение к «атмосфере» романа. Кто-то может предъявить претензии Одри Тоту, роль которой, за исключением кашля, сильно напоминает Амели. Кому-то (нам в данном случае) в саундтреке маловато джаза.

Но даже отъявленные скептики не смогут возразить тому, что картина снята с исключительной любовью и почтением к первоисточнику и что Мишель Гондри после провального «Зеленого шершня» и мало кем замеченного «Мы и я» вернулся в форму. Однако зрителям, не знакомым с творчеством Виана и Гондри, все-таки лучше начать с чего-нибудь менее радикального, а то и вовсе выбрать для просмотра другой фильм.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»