Появление фильма «Белый лебедь» в рамках 35-го Московского Международного кинофестиваля, премьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Пушкинский», прошло по-русски широко. Красная дорожка, обилие гостей, зал на две с половиной тысячи мест, акробатическое шоу балерин «Воздух», концерт саксофонной музыки, фуршет…
И все же хочется поговорить о самом фильме. Для начала, по-моему, это своеобразный ответ на картину Даррена Аронофски 2010 года «Черный лебедь», где Натали Портман тоже выступает в роли балерины, только жанр другой. «Белый лебедь» – криминальный боевик. Круто! Пересказывать содержание не станем, в этом нет необходимости, каждый сможет сходить в кинотеатр, если захочет, а вот несколько своих наблюдений и замечаний по свежим следам выскажем.
Режиссер картины Роберт Кромби, главные роли исполнили Софья Ская и Кристиан Слейтер. Что касается личности режиссера, то он известен работами, среди которых можно выделить эротическую мелодраму «Сафо», а также фильм «Солдаты удачи», где Кромби выступил в роли сценариста. Сценарий, над которым в «Белом лебеде» работали Сергей Веремеенко и Диана Коэн, на мой взгляд, изобилует какими-то странностями. Диалоги актеров вызывают то смех, то недоумение по отношению к интеллекту публики, пусть даже любительнице триллеров.
Фильм рассказывает о судьбе русской балерины Майи, мужа которой, американского бизнесмена, убивают из-за больших денег, она подвергается преследованиям, попадает в тюрьму, а после освобождения пытается вырвать свою дочь из рук похитителей. Ниточка сюжетных связей тянется от «Солдат удачи» к «Белому лебедю», пронизана невероятной любовью к образам вездесущей русской мафии и сырьевым олигархам России (тут они, правда, претерпевают некоторые незначительные изменения, но суть остается та же). Наша страна предстает в картине в образе начала 90-х, мифологизированном американским сознанием: бритые бандиты зверски расправляются со всеми неугодными, где хотят, преимущественно в лифтах, туалетах и других подобных общественных местах. Работники «скорой помощи», тюремные надзиратели, служители полиции – всё это сплошь панорама мерзавцев и насильников. Думается, создатели кино рефлексировали то по фильму «Убить Билла» К.Тарантино, то по картине «Казино «Рояль». Случается так, что героине «Белого лебедя» вскрывают вены в тюрьме, у неё происходит остановка сердца в машине «скорой помощи», а уже через минуту она побеждает в неравной схватке с двумя санитарами-амбалами в придачу с водителем. На ее лице мы не видим ни бледности, ни капелек пота, ни синяков под глазами, кои мы замечаем даже у суперагента 007 Джеймса Бонда в подобных драматических ситуациях.
Петербургский театр и жизнь балетных артистов тоже представлена довольно своеобразно: прима – героиня Софьи Ская, танцует одну партию, роль Одетты в «Лебедином озере»; в чьей хореографии представлен классический балет, зритель не может понять, но это бы еще ничего и можно списать на условности искусства кино, если бы не особо странные акцентные кадры, когда «белый лебедь» в завершающих позах танца продолжительное время потирает перья пачки странными движениями рук, словно бы очищая ее от пыли и грязи. А все герои фильма, включая бандитов, беспрепятственно разгуливают за кулисами театра и в гримуборных. Чудеса да и только!
Чтобы быть до конца правдивым, надо отметить, что часть публики на премьере тихо покидала зал, не найдя в фильме того, что могло бы зацепить, дать работу воображению, уму, тронуть сердце; часть зрителей все-таки проявляла любопытство в отношении «творческих находок» создателей проекта. А нам, как объективному кинокритику, интересно будет пронаблюдать судьбу этой картины в прокате: как воспримет данный русский блокбастер широкая публика?
Белый лебедь/Assassins Run
Боевик, триллер
Режиссер: Роберт Кромби
В ролях: Кристиан Слейтер, София Скайя, Кол Хаузер, Ангус Макфейден, Марианна Халифман, Светлана Цвиченко, Александр Рапопорт, Ромуальд Макаренко, Борис Бирман, Вадим Гущин, Татьяна Рябоконь, Юлия Мен
США, Россия, 2013, 90 мин.