ТИХИЕ РАДОСТИ В БАЛТИЙСКОМ ДОМЕ

(Рауты фестиваля “Балтийская жемчужина”-96)

Чуть более трех лет назад актриса Марина Липченко решила оживить немного приутихшую светскую жизнь Латвии и восстановить распавшийся культурный мостик между Ригой и Москвой, с целью чего и организовала актерский кинофестиваль “Балтийская жемчужина”. Это было как нельзя кстати в преодолевающей последние волны русофобии Латвии: национализм национализмом, а любимых артистов видеть хотелось. Амбиции Марины совпали с пожеланиями публики, а вновь расцветающий латвийский частный бизнес в лице банка Parex, финансирующего фестиваль, нашел удобный способ для международной рекламы.

С самого начала фестиваль был задуман как мероприятие светское. Дело в том, что в Риге уже 10 лет существует другой международный кинофорум “Арсенал”, который регулярно отражает все самое актуальное в кино. Но если “Арсенал” берет количеством и качеством кинопрограмм, то “Балтийская жемчужина” бьет все рекорды по размаху приемов, пикников и вечеринок, устраиваемых для гостей и участников. Ход мудрый, поскольку блеск приглашенных знаменитостей способен на время затмить нищету местного кинопроизводства, а заодно по возможности привлечь к нему потенциальных деньгодателей. Так, к примеру, знаменитая Рижская киностудия простаивает уже не первый год, и ума не приложит, кому бы продаться. Очевидно, именно с этой целью между приемами созвали продюсерскую конференцию, на которой продюсера последних работ Михалкова – Мишеля Сейду и отборщика каннского фестиваля Жоэля Шапрона просили по дружбе рекламировать это пустующее ныне заведение в своих кругах.

Но это – между делом. Главное на фестивале – его блеск.

Возможно, немного мишурный, как и на любом празднике или карнавале, но вполне реальный. Блеск “Балтийской жемчужины” создают его дивы. Дива – не просто актриса, а непременно звезда, секс-бомба, одевающаяся пышно и вычурно, особа, каждую секунду изображающая из себя суперстар и смотрящая на всех немного свысока. На фестивале таких див было трое: любимица многих территориально экс-советских фестивалей Джина Лоллобриджида, строптивая миллионерша Мишель Мерсье, чей сериал про Анжелику побил в Восточной Европе все рекорды посещаемости, и безупречно сохранившаяся мать троих детей Орнелла Мути. Выбор для фестиваля безупречный: с одной стороны, все трое – звезды, с другой – слегка отошедшие от дел и принадлежащие скорее кинематографу прошлого, чем циничным девяностым. И Джина, и Мишель, и Орнелла милы сердцу латышей и русских, поскольку вызывают в памяти непременную ностальгию по временам, когда еще стояли очереди в кинотеатры. На юрмальском фестивале дивам были отведены неведомые им самим роли: они подтверждали, что в современном хаосе все же осталось что-то мощное и нерушимое (Джина в своих сияющих туалетах и с тройным слоем штукатурки на лице напоминала памятник самой себе). А значит, жизнь может быть не только стабильной и процветающей, но даже роскошной.

Вообще нынешний фестиваль можно было бы смело назвать “имени Лоллобриджиды”: звезда была не только названа президентом “Балтийской жемчужины”, но и собственноручно слепила все основные призы, а также спецприз для Никиты Михалкова: внушительных размеров орла с хищным клювом. Приторно восхищаясь свалившейся с неба наградой, российский секс-символ не без ехидства спросил: “Джина, ты это сама сделала?”, однако дипломатично непереведенный вопрос так и повис в воздухе.

В том, что выражение “секс-символ” – далеко не клеймо, прилепленное журналистами к самому известному из ныне живущих российских киношников, а суровая реальность, нам пришлось убедиться собственными глазами. Заметив профессиональную фотокамеру в моих руках, местные светские львицы стали выстраиваться в очередь, дабы быть запечатленными рядом или даже в обнимку со своим кумиром. Поскольку мне предлагались любые деньги, я мог бы сделать неплохой бизнес. Разведав из светской хроники о наличии на фестивале Михалкова, рижские прокоммунистические маргиналы не растерялись и устроили перед церемонией закрытия мини-пикет протеста. Мэтра обвиняли во лживости и продажности, но было уже поздно: российский суперстар получал в это время очередной спецприз уже в Монреале.

Вообще для гостей и рядовых зрителей существовало два разных фестиваля. Публика созерцала фильмы в Риге: программ там было больше, нежели в приютившей фестивальный центр Юрмале. Для рижан показывали ретроспективы, среди которых можно было бы выделить русские внеконкурсные ленты, фильмы Вайды и покойной жены так и не доехавшего на фестиваль Клауса Марии Брандауэра. В Юрмале в бывшей цековской гостинице “Ригас Лицис” крутили только конкурс, чтобы не мешать другим увеселениям пресыщенной от кино публики. Многие актрисы за фестивальную неделю очень пристрастились к недорогим по московским меркам грязевым ваннам в “Ригас Лицис”, которые не пустовали ни дня, как и “Ванны Клеопатры” – молочные с каплями розового масла. К чести устроителей, они пытались ублажить гостей всеми возможными способами. Одна журналистка добилась экскурсии по рижским публичным домам – женским и мужским – с обслуживанием по полной программе, других фестивальных знаменитостей любезно отвезли на гей-пляж, немногочисленным молодым гостям объяснили, где находятся центры ночной молодежной культуры.

К концу фестиваля количество звезд заметно уменьшилось. Михалков улетел, позабыв о тяжелом лоллобриджидином орле, да и сама Джина, послушнее остальных звезд и в дождь, и в жару посещавшая фестивальные рауты, переместилась в иные края. И все же в качестве специального подарка на закрытии преподнесли живого Пьера Ришара – изрядно постаревшего клоуна, с именем которого у многих связаны самые лучшие воспоминания детства. Ришар прилетел на два дня, чтобы получить приз за вклад в киноискусство, аналогичный тому, что увезла Лоллобриджида год назад. Легко напрашивается вывод: в следующем году “отрабатывать” свой приз (увесистое ювелирное изделие от Джанни Лаззаро) в качестве президента фестиваля будет именно он.

Александр КУЛИШ, Анна ВЫШИНСКАЯ

(“ОМ” специально для “Нового Взгляда”).

Фотографии Александра КУЛИША.

Полностью фоторепортаж (в цветном варианте!) будет опубликован в журнале “Страна любви” (соредактор со стороны ИД “Новый Взгляд” Марк РУДИНШТЕЙН, соредактор со стороны фирмы POST SHOP – Наталья МОРГУНОВА).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНЩИНА
СЕРГЕЙ ГАЛАНИН
КАБАРЕ-ДУЭТ “АКАДЕМИЯ”
СОЛОВЕЙ СНОВА ПОЕТ В РОССИИ
Experimental School Of Arts
“МОЯ БЕДНАЯ ЛОЛИТА…”
Награды фестиваля “Балтийская жемчужина”-96
Награды фестиваля “Балтийская жемчужина”-96
ГОЛУБЫЕ НЕ ТОЛЬКО ЕЛИ, НО И АКУЛЫ
ПРОШУ К СТОЛУ!
БИОПОЛЕ ДОБРОТЫ


««« »»»