Experimental School Of Arts

Взвейтесь, соколы, орлами!

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИЛЕ СЛОВА

Эпитафия “ундергроунду” как воле и представлению

Чума, холера, СПИД, гомосексуализм – природа устраивает все новые преграды людской бытности. Если первые три явления можно отнести к защитным реакциям биосферы Земли как ответ на ее загрязнение, то последнее – к перенаселенности планеты.

“Так в Книге Книг: если Бог увидит, что население людское слишком велико, он найдет способ остановить это, уменьшив количество мужчин”. Пако РАБАНН.

И вот очередная напасть – “синдром усталости”.

Технологический прогресс; информационная агрессия; политические игры с обстоятельствами, исключающими людей из числа тех, кто принимает решения; самовоспроизводящаяся бюрократия, вынуждающая человека чувствовать себя бессильным. Человек превратился в узника собственных творений с угрозой уничтожения самого себя.

В советское время иметь передовые взгляды, принадлежать авангарду можно было только нелегально, то есть по сути принадлежать андеграунду. Сейчас, в короткий период растерянности “большинства” в стране “большевиков”, эти два состояния несовместимы и явно различны по своему морально-нравственному содержанию и идейной направленности.

Представители андеграунда первыми выделились из артсферы своим беспринципным участием в компрометирующих дух, идею и творческий потенциал акциях. Напрашивается аналогия: андеграунд – подпольный – подвальный – опущенный – ЧМО.

В авангарде же – халявные деньги, но и принципиальное отношение к выбору и участию в мероприятиях фактически сохранили в тени виднейших представителей авангарда 80-х. Многим потребовалась экстремальная ситуация, чтобы познать силу духа, успех как свободу и реализацию продуктивных сил, удовлетворение от побед над плотской слабостью, дефектами светского воспитания, стереотипами социальной жизни. И в результате отказаться от концептуализма, узнав вкус реальных побед.

Еще каких-то пятнадцать лет назад существовал вполне понятный принцип – не работать на государство. При тоталитарной системе это означало – не работать вообще. В искусстве – концептуализм. Выдавать произведения на уровне концепций: сюжет фильма, идея картины и т.п. К тому же это оригинальная форма не создавать компромат. Но сейчас время социальной дезориентации и неструктурированности общества. Прежний принцип звучит странно, нынче не работать – глупо, более разумно не платить налоги, не поддерживать официальную политику.

Большинство людей на этой планете рождаются, живут и умирают зажатыми в определенном социальном положении: сапожник – сын сапожника, пекарь – сын булочника и т.д. В современном мире с изощренно развитой налоговой системой человек не в силах изменить положение свое, своей семьи даже на стоимость аудио-, видеоцентра, этаж в доме, количество кубиков движка автомобиля, статус колледжа для детей. Это невозможно сделать, не ограбив банк или не прибив парочку жен (старушки-процентщицы будет маловато); в развитых странах наиболее эффективен наркобизнес. Так что, можно сказать, повезло жить в стране со столь многочисленными сменами власти, политических и экономических ситуаций. Повезло потому, что тебя ничто не связывает: ни социальные стереотипы, ни идеологические нормативы, ни меркантильные взаимоотношения.

Интенсивность искусства как проявление свободолюбивых тенденций всегда прямо пропорциональна силе власти. С одной стороны, слабая власть – удачно для маневров, с другой, так или иначе искусство отталкивается от официальной внутренней или внешней политики государства. Так, скажем, абстрактный экспрессионизм (1945 – 1960 гг.) как направление в американском искусстве времен “холодной войны” (например, Джексон Поллок славно просуществовал как противовес соцреализму до приезда “кукурузника” Хрущева в сентябре 1959 года).

И уже в 1960-м на сцену вышел поп-арт (Энди Уорхол) с атрибутикой, столь понравившейся “великому догоняльщику”, что началась экспансия американской культуры на восточноевропейскую равнину, использовавшая слабые стороны “молодой культуры”, раскрытые во времена оттепели.

Отсутствие возможности здесь реализовать творческий потенциал продуктивных сил привело к эпидемии интеллектуальных заболеваний. Долговременное отсутствие возможностей проверить на практике ход мыслей, верность умозаключений привело к запущенности: непроверенные логические уравнения ушли в неконтролируемые участки мозга, подсознания (тут и психоаналитик не поможет).

Недавнее наблюдение: если человек с продуктивными творческими способностями выполняет работу рыночного типа, то он не получает наслаждения от результатов своей деятельности и зачастую фальсифицирует удовлетворение, употребляя заменители своих естественных алкалоидов их промышленными химическими аналогами – алкоголь, наркотики и т.п.

Частое употребление алкоголя расхолаживает организм, так как:

“Слаб человек, покорствуя уделу,

Он рад искать покоя, –

Из лени человек впадает в спячку.

Ступай, расшевели его застой,

Вертись пред ним, томи и беспокой,

И раздражай его своей горячкой”.

Господь – Мефистофелю.

Пролог на небесах (“Фауст” И.В.Гете).

Попробуем воспользоваться истинами от исторически сложившихся и непрерывавшихся социальных систем и их принципов сосуществования. Например: “Ты такой умный – где твои деньги?” – по сути означает, что в материальном товарно-денежном мире человек, делающий умозаключения и не имеющий подтверждения своих талантов, популярности, продуктивности, работоспособности, т.е. денег, выглядит странно. Ибо человек с рождения имеет возможность проверить истинность своих идей, реализовать их на окружающих и в сопутствующих ситуациях. Вышесказанное не совсем подходит к стране с семидесятилетним провалом или, точнее, попыткой уйти на другие основы, определяющие отношение человека к жизни, интеллекта – к материи.

Антон ИВАНОВ,

Главный философ “Нового Взгляда”

(Санкт-Петербург).

Ты такой умный – где твои деньги?


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНЩИНА
СЕРГЕЙ ГАЛАНИН
КАБАРЕ-ДУЭТ “АКАДЕМИЯ”
СОЛОВЕЙ СНОВА ПОЕТ В РОССИИ
“МОЯ БЕДНАЯ ЛОЛИТА…”
Награды фестиваля “Балтийская жемчужина”-96
Награды фестиваля “Балтийская жемчужина”-96
ТИХИЕ РАДОСТИ В БАЛТИЙСКОМ ДОМЕ
ГОЛУБЫЕ НЕ ТОЛЬКО ЕЛИ, НО И АКУЛЫ
ПРОШУ К СТОЛУ!
БИОПОЛЕ ДОБРОТЫ


««« »»»