Превратности Каннских зеркал

Рубрики: [Кино]  [Мнение]  

После объявления результатов Каннского кинофестиваля внимание отечественных средств массовой информации было почти полностью поглощено лауреатом «Золотой пальмовой ветви» – фильмом выходца из Туниса Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адели, главы 1 и 2».

Эта весьма откровенная, поэтичная и драматическая история любви совсем юной героини и более зрелой женщины – дуэт двух актрис Адели Экзарчопулос и опытной Леи Сейду – вызвала у нас (но не в Европе или Америке) особый интерес своей однополостью, хотя любой психолог объяснит, что через эту фазу проходит большинство подростков. Успех, который дружно предсказывало большинство журналистов, объясняется обезоруживающей откровенностью и талантом и актрис, и режиссера, с самого начала своей впечатляющей карьеры уделявшего исключительное внимание подростковым страстям, которые он нередко рассматривает (как и в «Адели») свозь призму своего любимого драматурга Мариво. Международное англоязычное название картины «Голубой – самый горячий цвет» (у одной из героинь крашеные голубые волосы) хорошо передает специфику режиссерского почерка.

Еще одна конкурсная картина «о голубых» на набережной Круазет также наделала много шума, хоть и осталась без наград – «За канделябром» Стивена Содерберга с блестящими и совершенно неожиданными актерскими работами Мэтта Деймона и особенно Майкла Дугласа.

А Гран-при, как и ожидалось, достался ленте братьев Коэнов «Внутренняя жизнь Льюина Дейвиса» – истории музыканта 50-х годов на пересечении стилей кантри и рока, предшественника Боба Дилана, который затмил его своей популяностью. Интрига здесь состояла лишь в том, кому дадут «Пальму», а кому – Гран-при. Спилберг принял разумное и предсказуемое решение.

Сюрприз у большого жюри был только один – приз за режиссуру мексиканцу Амату Эскаланте за очередной кровавый опус «Хели». Фильм этот мало кто считал фаворитом.

Характерно, что в этот раз, в отличие от прошлогодней преимущественно «жанровой» коллекции, Тьерри Фремо отобрал те немногие голливудские картины, которые отражали фундаментальные ценности именно американской культурной традиции. Помимо ленты Коэнов, в эту категорию входила новая работа Александра Пейна «Небраска» – семейная история выжившего из ума старика-отца и его двух сыновей, делающих все возможное, чтобы реальзовать его мечту – получить новый грузовичок и компрессор. Ветеран Брюс Дерн заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль.

Приз за лучшую женскую роль получила героиня «Артиста» Беренис Бежо в первом французском фильме иранского режиссера Асгара Фархади «Прошлое».

По старой традиции фильмы из юго-восточной Азии также не остались незамеченными. «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм получил кореец Мун Бьюн Гон за ленту «В безопасности». «Золотая камера» за лучший дебют досталась режиссеру из Сингапура Энтони Чену за картину «Ило Ило», показанную в «Двухнедельнике режиссеров» (в основном конкурсе дебютов не быто вовсе – каннские любимчики заняли все свободные места). По несколько призов (помимо основных жюри их присуждали также жюри экуменическое и жюри международной прессы) получили «Печать греха» культового китайца Зия Чжан Ке и «Каков отец, таков и сын» японца Хирокацу Корэ-эды. Эти тонкие психологические этюды обошли «экшн» комбинации Такаси Миике («Соломенный щит») и «Только бог простит» Николаса Виндинга Рефна.

Я бы особо отметил несколько выдающихся картин, оставшихся без премий, но сделанных с большим чувством и талантом. Это и феллиниевские вариации Паоло Соррентино «Великая красота», и иронический гимн любви между вампирами «Только любовники выживут» Джима Джармуша, и «Ваконда» аргентинки Лусии Пуэнцо из программы «Особый взгляд», в которой победил кампучиец Ритхи Панх с картиной «Недостающее изображение» о злодеяниях Пол-Пота и его соучастников.

Российские картины «Отдать концы» Таисии Игуменцевой (спецпоказ официальной программы) и «Майор» Юрия Быкова («Неделя критики») были замечены, но остались без премий, а национальную честь спасла Дарья Белова, получившая приз «Открытие» за немецко-российскую короткометражку «Приходи поиграть». Так что будем надеяться на новые открытия.

 


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Красный свет» Максима Кантора
ФБ-взгляд
Уроды и бес
Слово о поэте Уварове
Лебедев снимет ремейк «Экипажа»
Скорсезе начал кастинг актеров
Спасти урановый котел
Сыграет президента Хеландера
Уортингтон в новом триллере
Уилл Смит снимется в мелодраме
Люк Эванс в главной роли
Сталлоне утвердил режиссера
«Великий Гэтсби»: Современные мечты о прошлом


««« »»»