Поп и приход

В Омске академическая общественность Сибири обсуждала (в который раз!) Русский вопрос. Специальная секция была посвящена религии.

Меня заинтриговали цифры, приведенные в докладе обворожительной Марины Жигуновой: чуть ли не 80% опрошенных считают себя православными, но… “треть из них не принимали обряд крещения, более половины не носят нательный крест, не знают молитв, нерегулярно ходят в церковь, не знают и не отмечают религиозные праздники (за исключением Рождества и Пасхи), не соблюдают религиозные посты, то есть, с точки зрения официальной православной церкви, не могут считаться православными”. А уж конкретные ответы и вовсе свидетельствуют о полной путанице в мозгах, в широком диапазоне – от “крещена, но скорее язычница” до “я – православный мусульманин”. В результате только 10% опрошенных – настоящие православные, живущие по церковным канонам, а 5% – убежденные атеисты. Что же остальные 85%?

И тут я вспомнил, что когда проводились опросы по поводу допустимости демонстрации на наших экранах фильма “Империя чувств”, содержащего порнографические (по форме) эпизоды, 5 – 7% зрителей были абсолютно “за”, столько же – яростно “против”, а остальные не знали, что ответить. В итоге поклонники фильма имели полное право сказать, что “против” – абсолютное меньшинство, а его противники – утверждать обратное.

В промежутке – абсолютное большинство, готовое идти за победителем. Вчера – пионеры и комсомольцы, сегодня – православные, вчера – борцы за коммунистическую (читай – христианскую) мораль, сегодня – поборники вседозволенности рыночных отношений, позавчера – в КПСС, вчера – в “Нашем доме – “Газпроме”, сегодня – в “Единой России”. Все те же подавляющие 85%…

На той же омской конференции другая юная особа с придыханием рассказывала о возглавляемом ею учреждении. В программе оно высокопарно называлось “Православный центр духовно-нравственных и культурно-исторических традиций”. Докладчица же скромно пояснила, что название (по юридическим причинам!) пришлось заменить на “Дворец культуры и семейного творчества “Светоч”. Признаюсь, я не сразу понял, в чем тут дело – ведь рассказывалось об участии православных священников в религиозном воспитании паствы. Тайна раскрылась в финале, когда в ответ на вопрос об источниках финансирования девушка застенчиво призналась, что получает деньги из бюджета Омской области, как ГУК (государственное учреждение культуры). Вот вам и отделение церкви от государства, и объяснение 85% православных – так сегодня в нашей стране положено.

Посему дело вовсе не в том, что люди меняют свои убеждения. Это бы полбеды. Дело в том, что убеждений нет, а есть конъюнктура – торговая, политическая, художественная, медиатическая… Существует вполне естественное стремление оседлать текущую моду и устроиться в жизни получше: “Хоть горшком назови, только в печь не ставь”.

Так живут политические элиты – отсюда устойчивость их состава при любой власти, так живет народ, или, точнее, подавляющее большинство населения земного шара, как в периоды стабильности (тогда на это никто не обращает внимания), так и – о, ужас! – в эпоху перемен.

Ход этих самых перемен определяют пассионарные меньшинства, разыгрывающие хитроумные партии кремлевских интриг, расставляющие силки для своих противников и плетущие смертоносную паутину, в которой может запутаться каждый (в том числе и сам паук). Отсюда – устрашающая эффективность политических убийств и дворцовых переворотов и искушение стать той самой осью, вокруг которой будут вечно, как флюгер, вертеться все те же 85% – сегодня православных, а завтра?

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №44 (390) за 2005 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Путешествие гения
Снимет историческую картину
Как в Париже
Любить по-французски


««« »»»