Социальные вредители

То, что было широко объявлено президентом, можно расценить как некую программу социальных инвестиций. Там есть сторона, касающаяся повышения зарплат и выплат бюджетникам, которую, даже при очень большой фантазии, трудно назвать популистской по причине чудовищно малых доходов ученых, учителей и врачей. С другой стороны, говорится нечто о развитии инфраструктуры социальной сферы (образования, науки, здравоохранения и т.д.).

Вообще социальные инвестиции, безусловно, являются обязанностью властей. Государство должно ими заниматься хотя бы потому, что они всегда окупаются. Социальные инвестиции создают иное качество общественной стабильности и иное качество рабочей силы. Но бенефициаром (то есть, получателем прибыли) в долгосрочном плане выступает нация и экономика в целом, а не какой-то конкретный инвестор.

Называть предложение президента новым экономическим курсом неверно, потому что новый комплексный экономический курс должен состоять из трех частей. Во-первых, это тот самый социальный пакет, во-вторых, инвестиции в инфраструктуру, и в-третьих, это «национальные проекты», которые являются рычагом развития, причем развития качественного, а не просто формального удвоения или утроения ВВП. Это проекты в высокотехнологической сфере, которые могут предотвратить превращение страны в банальный сырьевой придаток. Все эти три составные части существуют совместно. Реализация даже любых двух из них, без одной, бессмысленна.

В случае, если обвалится инфраструктура (а она обвалится, потому что у нас пропущен целый инвестиционный цикл), никакие хорошие врачи и учителя никого не будут лечить и учить, потому что их зальет канализацией. В темноте. При отсутствии минимально действующей социальной системы мы получим просто социальный взрыв. При отсутствии национальных проектов развития мы останемся сырьевым придатком, даже с более или менее работающей социальной инфраструктурой. А придатков такого размера не бывает.

Если мы по социальной сфере имеем заявления президента и отпущенные на них деньги, если мы имеем какие-то поползновения по поводу инфраструктурных проектов, то настоящих национальных проектов у нас нет. То, что у нас называется «национальным проектом», на самом деле таковым не является. Этим термином специально называют совершенно не те вещи.

К тому же с первого января планируется «реформа ЖКХ». Абстрактно, реформа ЖКХ – вещь абсолютно необходимая, полезная. Но, поскольку реализация всего этого поручена людям, которые являются идеологическими противниками всех трех частей экономического курса, есть абсолютная стопроцентная уверенность, что «социальный пакет» плюс «реформа ЖКХ» превратятся в умноженный вариант «монетизации льгот». То есть, воспользовавшись идеей повысить людям жизненный уровень, будет нанесен колоссальный удар по социальной стабильности.

Люди, которые это сделают, на мой взгляд, сделают это специально. Соглашаясь на политические действия, противоречащие их вульгарно-либеральному мировоззрению, они делают все, чтобы дискредитировать те усилия, на которые они вынуждены со скрипом соглашаться. При этом, будучи абсолютно осознанными вредителями, накопив уже определенный опыт на той же монетизации, они будут использовать единственное совершенно неколебимое в России правило. Когда обнаружится их провал, они будут ссылаться на глупость и разгильдяйство, которое у нас не считается, в отличие от сознательного вредительства, наказуемым деянием.


Михаил Леонтьев


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Крест и Полумесяц
Швондер нашего времени
Парадокс Мельниченко


««« »»»