Наука признает Бога

Каталог научных статейДостижения современной науки полностью подрывают основы веры и религиозных учений. Но как это ни парадоксально, во все века жили ученые, для которых научные открытия являлись поддержкой их духовности и веры в существование божественных явлений. По сути, чем глубже заглядывает ученый в тайны Вселенной, тем дальше он от Бога сердцем и мыслями. Но это лишь теория.

Тот несомненный факт, что многие современные ученые не исключают роли Спасителя в рождении Вселенной, может показаться удивительным и противоречивым. Религия и наука на протяжении многих веков были скорее непримиримыми сестрами, чем открытыми противниками. Они подпитывали друг друга, находясь в постоянной ожесточенной схватке. Только на Западе, и только после французского Просвещения XVIII века приверженцы науки и религии разделились на два идеологически противоположных лагеря. И только в XIX веке, после Дарвина, непримиримость между Богом и Наукой была возведена в статус культурного мифа. История рассказывает другую, более сложную и противоречивую историю.

Религиозные мифы древнего мира наделяли природу и космос божественным происхождением и силой. Но этот небесный пантеизм не мог помешать астрономическим наблюдениям и сложным математическим расчетам. В 1400 году до н.э. китайцы основали солнечный год, состоящий из 365 дней. В Древней Индии сформулировали десятичную систему. Ученые Древней Греции завещали нам геометрию Эвклида, карту солнечной системы Птолемея и классификацию живых организмов Аристотеля. Со времен Исаака Ньютона наука неустанно трубила, что мир развивается по законам математики, но человечество изобрело абстрактную математику в собственном воображении. Правда, ни одно из серьезных открытий не ставило целью подорвать основы более всесторонних и исчерпывающих религиозных мировоззрений. Буддисты, например, не проявляли никакого интереса к исследованию природы, так как на их взгляд, она была непостоянной и иллюзорной. Большие успехи в развитии алгебры, геометрии, оптики и философии были достигнуты исламскими учеными. Они приписывали тайны физики – движение, несчастные случаи, смерть – власти Аллаха.

Свой миф создания имелся в Библии. Именно он в конце концов привел ученых к пониманию, что природу нужно открывать эмпирически. Это послужило началом для развития науки на христианском Западе. Вселенная, созданная рациональным Богом, должна быть рациональной и последовательной – это уже знали древние греки. Но Вселенная, созданная из ничего, как описывалось в Книге Бытия, тоже должна была быть случайной и зависимой. Другими словами, она могла развиваться по своим собственным, непредсказуемым законам. Постепенно ученые поняли, что законы, управлявшие такой Вселенной, не могли быть выведены из чистой мысли, а скорее должны были быть обнаружены путем экспериментов. Так появилась экспериментальная наука, взращенная на почве религиозной доктрины.

В начале XVII века в Европе произошла научная революция. И ученые впервые за всю историю стали рассматривать мир как механизм, работу которого можно было проверить научным методом. Существование Бога тогда никто не подвергал сомнению. Более того, именно в “Священной географии” Аристотеля Земля и небесные тела описывались как нечто данное и вечное. Полагаясь на Аристотеля, средневековое христианство вообразило упорядоченную геоцентрическую Вселенную, в которой природа служила человеку, а человечество служило Богу.

Вначале Коперник, а впоследствии Галилей (с помощью одного их первых телескопов) и Кеплер с чрезвычайной точностью продемонстрировали, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Все трое ученых были набожными христианами, защищавшими свое новое мировоззрение как достойное Создателя. Коперник и Кеплер были осуждены за то, что их взгляды противоречили Библии. Галилей был осужден и приговорен к домашнему аресту римской инквизицией. И несмотря на то, что в 1992 году Папа Иоанн Павел II объявил, что церковь заблуждалась в осуждении Галилея, и от ее имени принес извинения, инцидент этот никогда не был простым конфликтом между наукой и религией.

Сегодня, в конце тысячелетия, религия и наука вступают в тесную взаимосвязь друг с другом. По меткому выражению Нобелевского лауреата, физика Стивена Уэйнберга “та самая наука, что “убила Бога”, начинает восстанавливать веру”.

В 1981 году теолог Роберт Джонн Рассел основал Центр теологии и естественных наук в Беркли. Суть работы центра заключается в нескольких словах в следующем: научные открытия являются, во всяком случае для людей верующих, поддержкой веры и духовности. Эволюция дает ключ к сущности божественного. А теория хаоса приоткрывает для Бога дверь в наш мир.

Дальше – больше. Джон Полкинтор, физик с мировым именем, преподаватель Кембриджского университета, в 1982 году становится священником англиканской церкви. “За созданием Вселенной стоят мысль, разум и цель”, – говорит Полкинтор. А вот слова еще одного ученого-талмудиста и биолога-онколога, преподавателя из Нью-Йорка Карла Фейта: “То, что мы в состоянии проникнуть в тайны Вселенной, говорит о гармонии человеческого сознания в мыслью божьей”.

Аллан Сандейдж, 72-летний ученый, можно сказать без преувеличения, отдал жизнь науке, а точнее расшифровке тайн звезд и происхождения Вселенной. Многолетнее общение с телескопом позволило ему сделать вывод, что Вселенной уже 15 миллиардов лет. Будучи с детства атеистом, современный ученый сталкивается с вопросами, ответы на которые не могла дать никакая наука. Мучительные поиски истины привели Сандейджа к Богу, когда ученому было уже 50. “Сложные явления мира ни одна наука объяснить не в состоянии. Тайны существования Вселенной объяснимы лишь наличием сверхъестественных сил”, – говорит он.

Хотя скептически настроенные ученые ропщут о том, что наука не нуждается в религии, прозорливые теологи утверждают, что религия без науки не может убедить в правоте своей морали, эффективности духовной поддержки. 90% американцев религиозны, но немногие из этого числа думают, что Бог создал Землю и Небо и живые существа… Чтобы приспособить религию, созданную тысячелетия назад к веку атома и ДНК, ученые-теологи объединяют знания, полученные из естественных наук, и веру, содержащую доктрину. В противном случае люди, хоть немного знакомые с наукой, могут усмотреть в религии анахронизм.

Наука не может доказать существование Бога, его невозможно увидеть в глаз телескопа. Но некоторым верующим познание Вселенной дает ключ к понимаю сущности божественного. Представители различных религий – ортодоксального иудейства, англиканской церкви, квакеры, католики и мусульмане, собравшись на теологическую конференцию в Беркли, заявили, что в науке они находят подтверждение тому, чему научила их религия.

Правда, в одном смысле религия и наука, к счастью, никогда не примирятся. Сущностью науки является вечное сомнение, религия же всегда зиждется на вере. Тем не менее, глубоко религиозный человек и выдающийся ученый могут быть движимы одним стремлением – познать мир. Когда-то наука и религия рассматривались как два диаметрально противоположных, даже антагонистических пути поиска истины, и науку даже обвиняли в том, что она “душила” веру и “убивала” Бога. Сегодня она может сделать веру более сильной. И пусть она не может доказать существование Бога. Пусть она, Наука, лишь шепнет на ухо верующему, где искать божественное начало.

Агасси ТОПЧЯН,

Главный редактор журнала “Новый Взгляд International” (США).

1268 – 1273

В работе Аристотеля впервые прослеживается синтез научного предположения с христианской мыслью.

1543

Коперник заявляет, что Земля вращается вокруг Солнца, тем самым бросив вызов мнению о месте человека в центре Вселенной, созданной Богом.

1533

Инквизиция осуждает Галилея за преподавание учения Коперника вопреки воле католической церкви.

1687

Опубликована теория гравитации Ньютона, поставившая последнюю точку в механистическом видении космоса.

1802

Ламарк утверждает эволюционный взгляд на разновидности животных, оспаривая идею создания незыблемого и постоянного живого мира Богом.

1842

Ричард Оуэн определяет, что недавно обнаруженные окаменелости принадлежат группе вымерших животных, называемых динозаврами. Некоторые ученые видят в этом открытии мутацию видов, другие – влияние Всемирного потопа.

1859

В “Происхождении видов” Чарльз Дарвин делает заключение об эволюции вида.

1871

Дарвин опубликовывает “Происхождение человека”. Он утверждает, что человек произошел от человекообразной обезьяны, чем подрывает основы библейской доктрины о божественном происхождении человека.

1905

Джон Уильям Стратт определяет возраст горной породы – 2 миллиарда лет. Этим он официально опровергает утверждение Джеймса Ашера (1650 г.), что, согласно Книге Бытия, Вселенная была создана 22 октября 4004 г. до н.э.

1916

Основополагающая теория относительности Альберта Эйнштейна опровергает теорию Ньютона об “упорядоченной Вселенной”.

1925

Джон Скоупс – преподаватель школы в Теннесси обвинен за преподавание эволюционной теории. Он предстал перед судом и осужден (вместе с теорией Дарвина).

1948

Джордж Гамоу описал теорию, согласно которой начало Вселенной положил “первобытный взрыв”. Это подтверждает роль Создателя в рождении Вселенной.

1965

Арно Пензиас и Роберт Милсон обнаруживают, что космическое пространство заполнено излучением. Это открытие поддерживает идею “первобытного взрыва”. В 1989 году изображение этого излучения получает искусственный спутник.

1992

Папа римский Иоанн Павел II от имени Римской католической церкви извиняется перед человечеством за осуждение Галилея. Через четыре года он подтверждает, что эволюция является частью “Божественного плана”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пономарева vs Путин: схема номер 5


««« »»»