Композиторы о природе и временах года

Рубрики: [Разное]  

Природа в музыке известных композиторов XVII-XIX вв.

Звукопись, точнее, звукоизобразительность музыки – отражение композитором различных образных ассоциаций с использованием средств этого вида искусства: мелодии, метра, ритма, темпа, что дает возможность слушателю визуально представить объекты, послужившие первоосновой для создания произведения. Нередко в качестве таких объектов выступают картины природы.

Впервые природа в музыке известных композиторов, а не исключительно христианские мотивы, появилась в пьесах из «Вирджинальной книги Фицуильяма» (1625), сборника произведений времен английского Ренессанса и раннего барокко (например, «Стук дятла» Фарнеби). К середине XVII в. в светском искусстве воцаряется опера, ставшая родоначальницей многих симфонических жанров. В инструментальных партитурах опер было отведено место и пейзажным зарисовкам.

Так, действие опер Монтеверди и Люлли предварялось небольшими лирическими вступлениями – сюитами и увертюрами. Нарастающий темп музыки, по мысли композиторов, был способен передать волнение моря, а медленная, но ритмичная пьеса – потаенность леса. Из более поздних примеров использования увертюры в качестве символического пейзажа стоит упомянуть «Рассвет над Москвой-рекой» из «Хованщины» Мусоргского.

К концу XVII в. сюиты стали исполняться вне сцены. В Италии их вскоре вытеснил кончерто гроссо (камерный концерт в нескольких частях). Однако природа в музыке известных композиторов по-прежнему оставалась одной из важнейших тем.

Самый известный образец кончерто гроссо – четыре программных концерта «Времена года» Вивальди. Партитуре каждой части цикла соответствует сонет, раскрывающий смысл музыкального произведения. Например, программа первой части концерта «Весна» – передать музыкальными средствами картины весеннего обновления природы: начальная аккордно-плясовая тема определяет эмоциональный тонус произведения, после вступают скрипки, подражая пению птиц, их сменяет тема, ненадолго прерываемая коротким оркестровым пассажем («весенней грозой»).

У оратории Гайдна «Времена года», появившейся век спустя, в 1801 г., была совершенно иная, философская, задача – проследить параллель между природными явлениями и жизнью человека. Лиричность пейзажа возвращается к слушателю в фортепианном цикле «Времена года» Чайковского (1876). Так же, как и у Вивальди, каждая пьеса предваряется стихотворением, раскрывающем ее содержание и настраивающем на соответствующий лад.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»