Плутократия

Художник Андрей БУДАЕВ – один из немногих людей в нашей стране, которые не боятся смеяться над властью, нашей и зарубежной. Предлагаем вашему вниманию рассказ художника о себе и своем творчестве, а также публикуем интересные и актуальные работы Андрея Будаева.

Коллаж от слова «калаш»

В начале лихих 90-х я вернулся в Москву из Германии после завершения совместного выставочного проекта с немецкими художниками. Я попал в другую страну, которая тогда переживала очередной эксперимент младореформаторов Чубайса и Гайдара, в простонародье Чука и Гека (так я потом назвал одну из моих работ). Все мы прекрасно помним стариков, стоящих на вокзалах, у станций метро, торгующих в любое время суток колбасой, паленой водкой, ножками Буша и сигаретами «Друг», школьниц, в одночасье превратившихся в жриц любви и ставших визитной карточкой Тверской улицы, и юношей-комсомольцев, напяливших малиновые пиджаки и спортивные костюмы.

Неадекватность либеральных политиков, обнищание народа, уничтожение моральных ценностей предыдущих поколений, девальвирование государственных институтов власти подтолкнули меня взяться за воплощение нового цикла актуальных политических изображений. Мне как художнику, который занимается политическим плакатом, очевидно, что любой политический сюжет персонифицирован, поэтому герои моих плакатов имеют лица или маски современных политиков.

Мне близки не только строки поэта Галича: «Что ни год – лихолетье, что ни враль – то мессия…», но и стилистика публициста Александра Минкина. Жанр авторской политической публицистики стал для миллионов людей отдушиной в резко меняющемся мире, хотя в изобразительном искусстве, к сожалению, я не увидел художников, которые могли бы так же, как Александр Минкин, на простом, доступном языке общаться с рядовым зрителем, борясь с «героями нового времени» без ретуши кремлевских имиджмейкеров.

Поколение «П»

За пятнадцатилетний период я провел десятки персональных выставок в центральных залах российских городов (например, ежегодно проходит выставка моих работ в государственном выставочном зале «Новый Манеж») и выпустил три альбома: «Постсоцарт» (1998), «Паноптикум» (2004) и «Плутократия» (2007). В последнее время мне стало интересно издавать тематические календари, которые являются мини-выставкой на определенную политическую тему. В этих календарях функция отражать, собственно говоря, текущие даты отходит на второй план, главное – это актуальный для миллионов российских граждан сюжет.

Только что мною издан календарь «Тень независимости» – ответ провинциальным европейским странам, которые посягнули на захоронения советских воинов-освободителей. Естественно, что это не заказ, это моя рефлексия на происходящее. Все тринадцать сюжетов календаря – жесткие ироничные повествования, главными героями которых стали президенты проамерикански настроенных режимов. Однако тираж столь незначителен, что его сможет увидеть небольшое количество людей, и я благодарен журналу Moulin Rouge, что несколько работ из этого календаря сможет увидеть гораздо большая аудитория (ОТ РЕДАКЦИИ: см. также его работы на с. 34-35 и 37 настоящего номера).

Я был возмущен попыткой некоторых стран пересмотреть итоги Второй мировой войны. Что характерно, одновременно с этой европейской вакханалией российские чиновники от культуры устраивают гала-концерт хора Александрова в штаб-квартире НАТО в Брюсселе во время обеденного перерыва!.. Этот псевдопатриотический факт станет для меня очередным сюжетом для работы.

Парадоксы случаются не только с политиками, но и с художниками. Я был исключен из Московского союза художников в прошлом году за «дискредитацию МСХ»: правление союза единогласно проголосовало за мое исключение. Лучшего подарка художнику, который занимается политическим плакатом, и не придумаешь. Лучшей характеристики состоянию творческих союзов также не найти. Недавно я был восстановлен в рядах МСХ единогласным голосованием и теперь жду очередного цикла, когда меня снова исключат и примут по новой.

Еще один проект, которым я сейчас занимаюсь, – это календарь, посвященный последнему году правления президента Путина, «До скорой встречи, несравненный Владимир Владимирович». Календарь, скорее всего, будет издан минимальным подарочным тиражом. Я надеюсь, что редакция журнала Moulin Rouge захочет познакомить своих читателей с данным изданием.

Подготовлены выставки в США, Франции, Финляндии, и для них есть не только повод, но и желание приглашающей стороны, а это значит, что мое творчество актуально не только для соотечественников. В этом номере вы увидите и зарубежных политиков, к счастью, также не являющихся «небожителями»…

Проблема 2008 года

Быть вне политики здесь и сейчас невозможно. Я пытаюсь по-своему отреагировать на поставленные перед обществом вопросы. Мне, к примеру, кажется очень странным, что в такой стране, как наша, есть только один человек, который, по мнению политологов, может руководить. Почему-то во Франции существует борьба мнений, политических идей, а у нас ее нет, у нас есть только один человек. И этот феномен мы можем наблюдать на протяжении всей истории России. Мне кажется, что самому Владимиру Владимировичу не очень приятно, что он единственный и незаменимый. Наверняка есть патриотически настроенные политики в России, которые способны задать другой вектор развития страны: социальное равенство, бесплатная медицина, достойная жизнь пожилых людей, право каждого ребенка на получение бесплатного образования, прекращение авторитарного правления страной, свертывание олигархического капитализма, пересмотр нелегитимной приватизации…

Путину на заслуженном отдыхе интереснее, на мой взгляд, будет заниматься финансовоемкими нефтегазовыми проблемами и вообще отдохнуть от государственной службы.

Когда Путин стал президентом, он сказал: «Я выстрою вертикаль власти», и он ее выстроил. Все, кто в ней задействован, ею любуются. Но я думаю, что граждане не очень довольны этой «постройкой». Когда гражданин приходит в суд, больницу, военкомат или любой другой подобный институт, сталкивается с чиновниками, милиционерами, медиками он понимает, что вертикаль выстроена только под одного человека. Остальные люди чиновнической вертикали не нужны и не интересны.

Владимир Владимирович, к примеру, мог бы давно убрать Зурабова, однако, он этого не делает. Это означает, что Путин берет на себя часть ответственности за то, что делают его исполнители. Такая зацикленность на одной личности – пожалуй, самое неприятное при нынешнем режиме. Не совсем понятно, что с этим будут делать потом. По официальной статистике, 80% населения поддерживают курс Путина, однако, если выехать куда-то в глубинку, за пределы Московской области, то картина сильно изменится. Вспоминается фраза «Есть ли жизнь за МКАДом». То, что творится, – это абсурд, и мне хотелось бы, чтобы мои работы все происходящее достойно иллюстрировали.

Один в поле – не Путин

Две прокремлевские партии, два потенциальных преемника – это уже не одна партия и не один преемник. В России есть поговорка: «Один в поле не воин». Человек, ломающий русскую традицию, обречен нести весь груз ответственности за все просчеты и огрехи власти в стране.

Ощущения не очень радостные. Будущие выборы, на мой взгляд, будут безальтернативными. Два-три фигуранта, за которых будут бороться кремлевские кланы, кремлевские креатуры, явно непроходные, также будут заявлены: охранник, гробовых дел мастер, порнограф, пенсионер союзного значения. Надежды на честные и справедливые выборы граждане уже давно не питают, иллюзии закончились.

В 1991 году, когда к власти пришел Ельцин, он собирал стотысячные митинги, туда приходили люди, которые в какой-то момент поверили в возможность перемен. Но эйфория длилась недолго. Поэтому если посмотреть на исторические реалии власти в России, то оптимизма, конечно, никакого нет. Но все равно хочется надеяться на лучшее. Мне, например, хотелось бы, чтобы было меньше тем, которые я мог бы иллюстрировать. Но Россия – непредсказуемая страна, и художники, которые занимаются политическим плакатом, без работы не останутся. Наш народ мудреет с каждым днем, и что нас ждет в будущем – покажет история. Но я, как вчера, так и сегодня буду все это отражать в своем творчестве.

Беседовал Олег ДРУБИЧ.

www.moulin-rouge.ru

Коллажи Андрея БУДАЕВА.

(Посмотреть другие работы художника можно по адресу www.budaev.ru).

Полная версия статьи опубликована в журнале “Moulin Rouge”, июль – август 2007 г. (издатель Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Непереносимая легкость письма
Эвакуация из Бобруйска


««« »»»