Измена на экране

– Дорогой, – говорит героиня фильма, откидывая со лба золотую прядь, – я изменила тебе с твоим лучшим другом, с Альфредом.

– Как ты могла!.. – восклицает герой, рвет пуговицы на белоснежной сорочке и хватается за черный револьвер. – Я понаделаю в вас обоих дырок, но одну пулю приберегу – для себя.

Зритель, раскинувшись в кресле, почесывает живот и загребает пятерней маслянистые хлопья поп-корна.

Измена, изображенная в кино, действительно трогает лишь в том случае, когда сам зритель испытывает или испытывал в недавнем прошлом что-то подобное. Личные эмоции, связанные с потерей партнера, служат тому, что зритель с большим вниманием следит за тем, как на голубом экране герои выясняют свои отношения. Банальные и скучные слова в их устах понимаются тогда как истина, наполненная глубоким и единственным смыслом.

А, к примеру, сцена, когда муж застает жену с любовником, видится как символ некоего сакрального эйдоса человеческой страсти и страдания.

Поэтому перед прочтением этой статьи попробуйте – для понимания художественно-эмоционального содержания, заключенного в тексте, – попробуйте подговорить свою любовницу вам изменить.

«Титаник»

Измена в «Титанике» настолько же схематична и красива, как и сам фильм. История любви, рассказанная, то бишь отснятая за $200 миллионов, романтична, катастрофична и довольно проста.

Роуз Букатер, она же Кейт Уинслет, невеста респектабельного Келла Хокли (Билл Зейн), такого аристократического сноба, который передвигается исключительно в каютах первого класса и вообще неприятного во всех отношениях человека; невеста Хокли посчитала нужным отдать себя пассажиру с нижней палубы Джеку Доусону. А он, несмотря на худосочность комплекции и крайнюю стесненность в средствах, обладает одним несомненным достоинством, а именно он является Леонардо ди Каприо.

Итак, Джек Доусон, художник, рубаха парень, с голливудской челкой, падающей на глаза, спасает Роуз от самоубийства, на которое она решилась из-за нежелания связывать свою судьбу с Келлом Хокли. Джек, таким образом, с Роуз знакомится. Он рассказывает ей о своих взглядах на жизнь, о своем творческом потенциале и о большой любви. Он ведет ее на танцы на нижней палубе, где народ, по всей видимости, веселится с утра до ночи, рисует Роуз обнаженной и учит ее плевать особым способом. Конечно, Роуз – девушка, измученная правилами хорошего тона; давлением матери, которая предполагала поправить свое финансовое положение благодаря браку Роуз с Хокли; домогательствами самого Хокли (а это, естественно, негодяй, какого еще свет не видывал). Бедная Роуз, конечно, полюбила без памяти Джека Доусона и, как только это случилось, переспала с ним в грузовом отсеке, в салоне автомобиля (возможно, роллс-ройса). Если вводить специальную классификацию измен в кинематографе, то эту измену можно назвать социально-романтического порядка.

«Восток – Запад»

В этом фильме суть измены гораздо интереснее. Врач Алексей Головин, симпатяга Олег Меньшиков, из каких-то патриотическо-ностальгических соображений возвращается из эмиграции вместе с женой-француженкой Мари (Сандрин Боннер) и маленьким сыном-французом в советскую Россию. Они вовлекаются в колоритный быт коммунальной квартиры и с горем пополам пытаются прижиться. Мари это удается меньше всего; очень скоро ее начинают таскать по допросам, она плохо справляется с работой гладильщицы, закатывает истерики на улице и все пытается какими-то немыслимыми способами вернуться во Францию. Алексею все это через некоторое время надоедает, он берет и двигает в соседнюю комнату, где проживает соседка по квартире, интересная советская женщина-доносчица Ольга (Татьяна Догилева).

О своей измене он, как честный и глупый человек, рассказывает жене; та выставляет его из дому, и Алексей, оказываясь вечером, перед ужином, в коридоре коммунальной квартиры, видит, что дверь в комнату Ольги приоткрыта. Он перебирается к ней, обменяв, таким образом, всю прелесть французских духов, тонкого белья и очаровательных манер своей жены на папиросы «Беломор» и вечерний самогон с селедкой.

Эта измена получает название советско-бытовой.

Игорь КАВЕРИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

P.S.
Бди
На измене
Неверность и кино


««« »»»