Ну что? Пусть будет, пусть

Рубрики: [Концептуальное]  

Встретил недавно в «Шинке» невеселую, но очаровательную Киру Прошутинскую и вспомнил о выпуске «Пресс-клуба XXI», который был посвящен агонии печатных изданий. Не просто так вспомнил: в тот же вечер узнал о грядущем закрытии одного из качественных еженедельников. Ну и, конечно, масло в огонь подлило ДСП-письмо Владимира Сунгоркина руководителям подразделений «Комсомолки», которое просочилось на просторы блАААгосферы, цитирую:
«Ситуация требует принятия антикризисных мер. Главные факторы, влияющие на медийное поле:
1. Курс государства на радикальное укрепление государственных СМИ. Троекратное, в среднем, увеличение субсидирования государственных СМИ привело к усилению конкуренции за читателей газет, к усилению давления со стороны бесплатных государственных газет, к увеличению зарплат газетных журналистов и менеджеров – все не в пользу платных газет в целом и «КП» в частности. Эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы в связи с выборными вакханалиями.
2. Повсеместное сокращение розничных сетей (не менее чем на 10% в среднем по стране в последние три года ежегодно) и ухудшение работы почты России с подписчиками. Тренд здесь тоже не поменяется.
3. Цифровизация СМИ: переход все большего числа россиян на потребление традиционно-газетной информации через гаджеты».

А еще я ТВ-беседовал (в рамках авторского проекта на канале «Москва-24») с главой Общественного телевидения России, которое начнет вещание этой весной – Анатолием Лысенко. Про смерть медийки, которую мы знали. Легендарный медиаменеджер молвил уверенно & размеренно, по-лысенковски:
– На моей памяти я уже хоронил книги, театр, кино, живопись, газеты. В 92-м году, я помню, говорили о радио. Ну, это смешно.

Ну прав Анатоль-Григорич. И нет. Сила бумажных СМИ — в инерции. Любой бумажный носитель — будь то книга, газета, глянцевый (и не очень) журнал, — находит своего потребителя. Булочники, банкиры, и прочие. Таким пассажирам кажется, что когда они берут в руки бумажный носитель информации, то это кайф, это такая ощутимая вещь, им это важно — ощущать. Эти люди так же относятся и к деньгам: для них кредитная карта — это не деньги, деньги — это кэш, его можно пересчитать пальцами, помять в ладонях. Так же и газета: ее можно сложить, пошуршать да полистать. То есть это нечто материальное, солидное и респектабельное, с точки зрения этих людей.
Говорили, к примеру, когда появился телевизор, что дни киноиндустрии сочтены. Но кино вовсе не умерло, а приобрело новую ипостась. Так и с «бумагой»: она займет свою нишу. И глянец останется. Ведь качественная фотка на глянцевом развороте выглядит куда более выигрышно, нежели на мониторе. И это особенно важно для рекламодателей: например, часы дорогой марки выглядят более убедительно на лакированной страничке формата А4.
Но при этом нельзя не признать: бумажные СМИ в конце концов умрут – газеты во всяком случае, и ежедневные, и еженедельные тоже. Нужно иметь ввиду, что прежде всего тинейджеры отказываются от бумажных носителей. Причем причина отказа — протестная, она происходит из рассуждения о том, что раз «наши родители и преподы читают газеты-журналы, то нужно в пику им этого не делать, у нас будет все по-другому: у нас будут волосы не длинные, а короткие (или наоборот), у нас информация будет на экране, а не на бумаге» и т. д. Так же сейчас, по этим же протестным резонам, в моду входит советская символика: молодые совершенно не понимают, какой message заложен в этих изображениях, но ценят классно сработанную атрибутику. И делают это именно потому, что она оказалась как бы «слитой» старшим поколением, а, значит, стала априори привлекательной для молодых.
По этому же принципу, если останутся какие-то газеты, то они могут сохраниться также только для «прикола». Реально же останутся скорее всего глянцевые издания — в качестве этаких «вещей» для любителей всего красивого и материального. Упадут тиражи, конечно. Никаких миллионных тиражей, как у японской газеты «Сахи», или как у советской газеты «Труд» когда-то, уже не будет.
Ну а online-версия любого СМИ – это всегда по сути новый ресурс. Хрестоматийный пример – с BusinessWeek: деловой американский еженедельник на бумаге – это одна история, а онлайновый ресурс – совершенно другая. Во всяком случае так было, когда я лет пять назад в качестве издателя русской версии ездил в Нью-Йорк и встречался с редакцией лицензиара.
«Бумажная» редакция и редакция онлайновая – это еще и разные коллективы, с разной «идеологией» работы. Интернет-версия печатного издания интересна тем, что путь от тематической задумки материала до публикации гораздо короче: нет ни редактора, ни ответственного секретаря, а значит отсутствуют и затраты на этих этапах. Это тот случай, когда возможности порождают намерения.
Сам не знаю, зачем я это написал. Однако пусть будет. Пусть будет, однако.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Ромео не должен умереть
DVD-обзор
Это не SCORPIONS, это гораздо круче
Иван Охлобыстин. А был «чужой»
Премия “Событие года” вручена


««« »»»