Совсем свои

Не буду углублять и развивать сюжет о том, каким образом разваливается Украина. Вместо этого я хотел бы высказать предположение о том, что мы делали, делаем и будем делать по поводу этого украинского распада.

Вспомним недавние стенания: России не следовало так неуклюже вмешиваться в дела Украины, отчаянно продвигая Януковича. Что очевидно: мы «вмешались» на близкой нам стороне, экономическое и политическое влияние которой, как минимум, постоянно. Против сил, откровенно враждебных по отношению к России.

С тех пор как завершился первый тур украинских выборов (в настоящее время уже прошел четвертый и собираются объявить пятый), ситуация практически никак не изменилась. Жизнь доказала, что этот расклад сил, эта политическая парадигма – реальность, а не «фальсификация» и «надругательство над демократическими процедурами». Очевидно, что результаты, полученные в четырех состоявшихся турах, принципиально не изменятся и будут воспроизводиться в пятом, шестом, седьмом турах и так далее до тех пор, пока территория под названием «Украина» сможет выдерживать этот нескончаемый процесс. А процесс этот, видимо, будет продолжаться, поскольку Украина живет в революционной реальности. В таких условиях любые попытки решить вопрос легитимным демократическим путем с помощью какого-либо государственного органа оказываются бессмысленными. Когда на Конституционный суд пытаются возложить функцию, которую он технически не может выполнить, этот институт оказывается раздавлен, как лягушка. Особенно забавны взаимные обвинения в давлении на Конституционный суд. Представьте себе лягушку, на которую попеременно наступают два слона. А ее решение должно представлять собой результат этого топтания. На что будет похоже решение?..

Россия оказалась абсолютно права, вмешавшись тогда, и продолжает эту политику, не вмешиваясь сейчас. Мы поддерживаем «своих» и выступаем против «чужих», но в рамках правил игры. Причем «свои» в Украине – это много больше, чем «свои» в Занзибаре или даже «свои» в Восточной Европе. Это совсем СВОИ.

Но мы поддерживаем своих (делом, а не просто добрым словом) только тогда, когда наши «основные партнеры» американцы не залезают в наши дела по локоть и не сучат там ручками. В настоящий момент они этого не делают. Нельзя сказать, что американцы не стимулируют украинский процесс дистанционно и не науськивают своих украинских марионеток, – все это так. Но непосредственно в самом процессе они не участвуют. Пока. Поэтому и мы не будем. Пока.

Есть еще одна фундаментальная причина нашего бездействия – мы не должны толкать братский украинский народ к силовому противостоянию. Коалиция Януковича стремится к компромиссу и старается избежать кризиса и потому сильно проигрывает своему противнику. В Украине нельзя победить с тактикой травоядных. Однако компромисс не получится, какими бы травоядными ни казались так называемые синие. Оранжевые с неизбежностью ведут ситуацию к прямому силовому столкновению.

В этой ситуации, повторю, наша российская позиция остается неизменной: мы должны удерживаться от любых действий, которые могут привести к силовому столкновению. Не потому, что мы все в белом, а наши партнеры – садисты и мерзавцы. А потому, что украинцы – настолько близкий нам народ, что мы не можем запятнать себя провокацией кровопролития. Эту рану мы оставим на себе, а не на противнике.

Но если кровопролитие все-таки начнется (а вероятность этого очень велика), то свои должны быть уверены, что мы их не бросим и окажем им любую реально возможную поддержку.

Михаил ЛЕОНТЬЕВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №14 (457) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Отвращение Европы
Неизменная матрица
Крис Кельми – мужчина-апрель
Милый, это была фантастика


««« »»»