Эффект зеркала

Во вчерашнем номере «МП» опубликован мой материал о православном кинофестивале «Верное сердце» в Калуге, но в нем я не стал упоминать об одном знаменательном инциденте, связанном со мной лично. А сейчас хочу рассказать именно о нем.

Меня пригласили в состав международного жюри. Когда об этом узнала дама, которая должна была вести семинар о воздействии СМИ на молодежь, то демонстративно заявила, что немедленно возвращается в Москву, поскольку не может участвовать в фестивале рядом с «рассадником порнографии» Разлоговым. Видимо, на нее неизгладимое впечатление произвели такие классические фильмы, как «Дневная красавица» Бунюэля, «Империя чувств» Нагисы Осимы или первые «Эмманюэли», к выпуску которых в наш прокат в разгар «перестройки» я действительно имел непосредственное отношение, чем горжусь до сих пор.

Перед тем как ретироваться, дама, имя которой я намеренно не называю, успела пожаловаться кому-то из организаторов, он, в свою очередь, донес митрополиту, и в результате на церемонии открытия меня не пригласили на сцену вместе с остальными членами жюри. Поскольку я случайно был свидетелем ее первой филиппики в мой адрес, то не удивился и собрался тут же уехать.

К чести руководителей фестиваля надо сказать, что они тут же и несколько раз извинились, убедили митрополита в том, что непосредственной опасности для общественной нравственности и Русской православной церкви я не представляю, и далее работа продолжалась нормально. Разве что молодежь меня радостно (и незаслуженно) окрестила «отцом русской порнографии».

Я бы не стал писать об этой занятной истории, в ходе которой почувствовал себя чуть ли не Львом Толстым, если бы не оказался буквально через день после окончания фестиваля на защите докторской диссертации одной миловидной и талантливой исследовательницы (имени ее я тоже называть не стану, поскольку важны не столько конкретные факты, сколько лежащие за ними тенденции). Работа была посвящена целостности русской культуры и была написана с позиций православия. Диссертантка блестяще выступала, точно и доказательно отвечала на каверзные вопросы, демонстрируя владение вполне светской культурологической методологией…

Однако книги ее были опубликованы в православном издательстве, отдельных оппонентов заносило на территорию религиозной пропаганды, а ведущей организацией (по недосмотру устроителей защиты) оказалась Академия государственной службы при президенте Российской Федерации. В результате диссертантку (абсолютно несправедливо, на мой взгляд) забаллотировали – она не добрала одного голоса до необходимых двух третей от присутствовавших членов диссертационного совета. При этом все выступавшие подчеркивали безупречность защиты, но многие признавались, что не могут голосовать за примат религии над культурологией и политический диктат православия.

Девушка незаслуженно пала жертвой идеологической нетерпимости, и я хотел перед ней публично извиниться, как передо мной извинились организаторы фестиваля «Верное сердце». Надеюсь, что через год в соответствии с инструкциями ВАК она-таки станет доктором культурологии.

Меня более тревожит другое – ростки взаимной нетерпимости, которые захватывают, как мы видим, и наиболее образованные слои населения. Ведь далеко не всем интеллектуалам (с обеих сторон) присуща философская дистанцированность от проблем мира сего. Не опасно ли для стабильности общества недооценивать очевидное раздражение интеллектуальной элиты страны при виде насильственного распространения православия как официальной государственной религии?

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №42 (438) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Адвокат
Песочные часы
Суд да дело


««« »»»