Ночи в Сочи

Ha торжественной церемонии открытия фестиваля «Кинотавр» в Сочи – самой крупной кинотусовки года – приза за вклад в отечественное искусство экрана был удостоен Станислав Говорухин. Вручая эту награду, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой неожиданно, но, как мне кажется, справедливо счел заслугой лауреата его способность объединить за одним (юбилейным) столом Зюганова и Горбачева, Жириновского и представителей нацменьшинств…

Это упоминание в контексте кинофестиваля было символичным и имело глубокий культурологический смысл. Одна из социальных функций тусовок художественной элиты в том и состоит, чтобы стимулировать «человеческое» общение банкиров и бандитов, ученых и дам полусвета, артистов и государственных чиновников, врачей и их пациентов, адвокатов и их потенциальных клиентов, завсегдатаев всех тусовок и членов именно данного конкретного сообщества.

Тусовки формируются и собираются в соответствии с принципом удовольствия (физического и духовного, морального и аморального), они в первую очередь призваны удовлетворять потребность людей в общении друг с другом.

Один из парадоксов нынешнего этапа развития нашего общества состоит в своеобразном возврате к истокам. В традиционном социуме потребность в групповом общении удовлетворялась походом в церковь. Телерепортажи главных религиозных праздников сегодня – помимо воли их организаторов, постановщиков и участников – напоминают великосветские тусовки.

Структурный параллелизм приводит к весьма интересным последствиям. На предыдущем «Кинотавре» главный приз получил тусовочный «капустник» Павла Лунгина «Бедные родственники». В этом году фестиваль открывался религиозной притчей того же режиссера «Остров». Не знаю, как отнесется к фильму Русская православная церковь, но государство в лице ВГТРК, как рассказали со сцены создатели фильма, не медля сделало этот проект приоритетным.

В Сочи на сей раз не было ни Горбачева, ни Зюганова, ни Жириновского, но присутствовали, рядом со Швыдким, губернатор Кубани, мэр Сочи и, что еще более важно, представители руководства ведущих телевизионных каналов.

Тут-то и начинается самое интересное. Во-первых, принцип удовольствия (пребывание на пляже в Сочи в хорошую погоду) вроде бы входит в противоречие с другими функциями фестиваля в широком диапазоне от просвещения до бизнеса. На мой взгляд, конфликт здесь во многом иллюзорный: в процессе наслаждения и плоды просвещения, как и дары природы, усваиваются организмом лучше, и потенциального партнера обворожить легче.

Сложнее обстоит дело с переплетением различных функций и сообществ. Ведущий церемонии Федор Бондарчук показал зрителям канала СТС коллаж из знаменитых фильмов на тему алкогольного опьянения как художественный образ предстоящего банкета (куда зрительской тусовке вход был воспрещен). Эта «нарезка», мне кажется, хорошо гармонировала с предстоящим к просмотру «Островом», показывая пьянство как национальную сублимацию религиозного чувства.

А вот с банкетом получилась незадача – спиртных напитков катастрофически не хватало. Толпа жаждущих подстерегала официантов у пунктов раздачи и не давала им сделать даже несколько шагов по огромной пляжной территории, где проходил прием. Официанты отбивались с криками «Это спецзаказ!». На моих глазах они вырвали бокал из рук лидера московской кинематографической тусовки Армена Медведева (бывшего председателя Госкино, советника премьер-министра, а ныне – всеми уважаемого продюсера и киноведа, президента фонда Ролана Быкова) и унесли поднос дальше – видимо, лидерам тусовки местной…

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” 22 (418) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Счастливый мальчик
Президент и женщины
Максим Суханов


««« »»»