Положа руку на сердце, компании давно не изобретают совершенно новых продуктов: к примеру, даже поверхностное сравнение новых автомобилей разных марок наводит на мысль об их схожести. Аналогичным образом можно сравнивать любые потребительские товары или анализировать технологии создания сложных технических продуктов. К сожалению, все современные изобретения, которые называют революционными — на самом деле лишь новые версии давно предложенных идей.
Современный рынок живет по правилам, которые во многом диктуют маркетологи: это они заставляют нас верить в то, что новинка рынка — это уникальная инновация, прорыв в технологиях. На самом деле, практически любой новый продукт — лишь результат смешения разных технологий. В действительности изобретателями сегодня можно назвать тех, кто использует существующие технологии нестандартным образом.
Простой пример: в конце 19 века Александр Грэхем Белл изобрел телефон, а спустя почти 130 лет, в 2007 Стив Джобс презентовал публике новый iPhone. И, несмотря на все достоинства, iPhone — это не инновационное изобретение, это просто телефон, только гораздо лучше тех, что мы видели прежде. К тому времени, когда iPhone попал в наши магазины, мы уже видели много других вариантов мобильных телефонов и смартфонов, выпуск которых начался еще в 1990-х. И продукт Apple был воспринят как революционный, хотя на самом деле, он лишь собрал в себя все до этого известные технологии. Первые сенсорные экраны появились в 1960-х, акселерометры использовались прежде в системах навигации и в медицинском оборудовании. iPhone просто изменил потребительское восприятие смартфона, но отнюдь не был технологическим прорывом.
Однако прогресс не стоит на месте, большинство секторов промышленности больше не работают изолированно, они взаимодействуют между собой и в процессе этого взаимодействия учатся друг у друга, используют успешные решения и не повторяют чужие ошибки. Возможно, для современного бизнеса и промышленности именно такой прогресс наиболее предпочтителен: всегда надежнее и прибыльнее двигаться проторенной дорогой, чем снова «изобретать колесо». Корпорации научились использовать имеющиеся технологии по-новому, и, как показывает опыт Apple, такой путь наименее затратный.
Существует распространенное заблуждение, что все великие идеи появляются с «чистого листа», но это не соответствует действительности. Хорошие разработчики просто используют все уже реализованные идеи, только делают их чуть лучше, умнее и быстрее. Дальше в бой за потребителя вступают маркетологи: они придают продукции новый дизайн и выдают ее за ноу-хау. Взгляните на рынок автомобильной продукции: новые автомобили Hyundai, например, скрывают под капотом все технологические решения, уже реализованные другими автопроизводителями. Так что все лучшие идеи нуждаются не столько во вдохновении, сколько в дополнительной информации.