Палм Спрингс – рай престарелых киноманов

Пока в Москве минус 30, есть места на земле, где плюс 30. В одном из таких мест мне посчастливилось побывать. Это – Палм Спрингс – маленький городок в пустыне в 100 милях от Лос-Анджелеса, то бишь Голливуда.

Ежегодно накануне объявления номинаций на премию Американской киноакадемии «Оскар» (в нынешнем году – 31 января) здесь проводится международный кинофестиваль (в 2006 г. – 17-й по счету), где показываются (в частности, но не только) неанглоязычные фильмы, выдвинутые от разных стран на соискание премии в этой «иностранной» категории. Выдвинутый российским оскаровским комитетом фильм «Итальянец» в программе блистательно отсутствовал. Как объяснили организаторы фестиваля, они неоднократно пытались связаться по этому поводу с киностудией «Ленфильм», но копии так и не получили. Остальные соискатели (а их более 50) были представлены не только копиями, но и авторами, и «группами поддержки» – продюсерами, национальными и американскими прокатчиками, пресс-атташе, оскаровскими лоббистами, от которых нередко зависят деньги и слава. Из наших ближайших соседей наиболее профессионально работали чехи и словаки. Что ж тут удивляться, что отечественные картины в номинации (пять основных кандидатов) обычно не попадают, а чешские, наоборот, как правило, попадают. Работать надо!

Правда, в других разделах программы фестиваля российские картины все же были. «Водитель для Веры» напоминал о прошлогодней дисквалификации – фильм выдвинули от Украины, а копию прислали на русском языке. На этом же основании в нынешним году Американская киноакадемия дисквалифицировала одну из лучших картин года – «Скрытое» Михаэля Ханеке (она все же была показана в Палм Спрингс в панораме мирового кино). Выдвинутая от Австрии, эта лента шла на французском языке (правда, несколько лет назад аналогичное обстоятельство не помешало «Пианистке» того же Ханеке, но с тех пор правила изменились). Замечу попутно, что у «Водителя для Веры» было значительно больше шансов попасть в номинации (если не победить в финале), чем у нашего кандидата – пресловутого «Ночного дозора», который по всем параметрам противостоит критериям Академии.

С афиш на всех углах за прохожими подглядывал Никита Михалков – исполнитель главной роли в фильме Кшиштофа Занусси «Персона нон грата» (совместной постановки Польши и России).

Третьим российским участником был победитель Московского международного кинофестиваля «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, шествие которого по экранам мира продолжается, невзирая на филиппики некоторых моих коллег. Мне неоднократно доводилось говорить и писать о том, что критерием успеха той или иной фестивальной программы можно считать востребованность фильмов, ее составляющих, в международном фестивальном обиходе. Ты картину открываешь (отсюда – неистовая борьба директоров программ фестивалей за премьеры), а далее он либо забывается, либо входит в оборот.

Если посмотреть на нынешнюю программу Палм Спрингс с точки зрения организатора Московского международного кинофестиваля (ММКФ), то можно и возгордиться – в разных разделах программы в Калифорнии показывалось девять участников московских конкурсов. Среди оскаровских выдвиженцев была болгарская мелодрама «Украденные глаза». Исполнительница главной роли в этой картине Весела Казакова получила приз в Москве. В конкурсной программе «Новые голоса/Новое видение» демонстрировались участник основного конкурса ММКФ итало-македонский «Бал-Кан-Кан» и один из лидеров конкурса «Перспективы» – чешская «Акула в голове».

Одна из программ в Палм Спрингс была посвящена кино Италии. Здесь можно было увидеть «Желанную жизнь» Джузеппе Пиччони, которой открывался ММКФ. Известная московским киноманам «Последняя луна» чилийца Мигеля Литтина украшала могучую панораму кино Латинской Америки. «Вечная мерзлота» финна Аки Лоухимиеса и «Фарфоровая кукла» венгра Петера Гардоша и «Хроника обыкновенного безумия чеха Петра Зеленки соседствовали с фильмами Павла Чухрая, Алексея Учителя и Кшиштофа Занусси в панораме мирового кино, соответствующей московской секции «Вокруг света». Совпадений между программами двух фестивалей было, конечно, значительно больше. Я перечислил лишь те фильмы, которые были «открыты» для мира Москвой.

Всего фильмов в Палм Спрингсе показывалось в два раза больше, чем в Москве – около 300. Мне пришлось ограничиться лишь оскаровской подборкой, поскольку я был председателем жюри Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), в задачи которого входило определить лауреатов этой секции по трем номинациям: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль». В жюри, помимо меня, входил критик влиятельной газеты «Вэрайети» Роберт Колер, а также журналисты из Франции, Дании и Канады.

Мы довольно быстро договорились о победителе – вьетнамской ленте «Погонщик буйволов», которая, на мой взгляд, имеет немало шансов и у членов Американской киноакадемии. Лучшим актером был сразу признан румын Ион Фискутеану – герой трагической саги «Смерть господина Лазареску». А вот по поводу лучшей актрисы мнения не сошлись. Слишком разнообразны были актерские школы и жанры, в которых ярко проявлялось дарование исполнительниц. В конечном итоге предпочтение было отдано турецкой звезде кино, телевидения, эстрады и шоу-бизнеса Мелтем Кумбул, сыгравшей главную роль в традиционной мелодраме «Несчастная любовь».

Финальная церемония фестиваля проходила в актовом зале местной школы и своим интимно-любительским характером напоминала воскресенье в сельском клубе. В этом же зале я прочел небольшую лекцию пяти сотням пенсионеров – любителей кино, специально приехавших на фестиваль из разных городов США. Преклонный возраст аудитории был вообще отличительной чертой атмосферы в Палм Спрингс – рае для обеспеченных пенсионеров. А голливудский лоск был присущ лишь церемонии награждения лауреатов специальных премий фестиваля, проходившей на великосветском рауте, где дамы с оголенными плечами общались с мужчинами в смокингах и бабочках, тоже не первой молодости. Здесь, как правило, издалека можно было увидеть награждаемых звезд: Ширли Маклейн, Шарлиз Терон, Дэвида Кроненберга и других кумиров толпы.

Кирилл РАЗЛОГОВ – специально для “Нового Взгляда”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Достучаться до небес
Не верь глазам
В шапке по жизни


««« »»»