Не верь глазам

Программа «Время» сообщила о ликвидации одного из лидеров чеченских боевиков, арабского террориста, имя которого я не успел записать, да оно и не имеет значения. В репортаже поразило обилие подробностей: фотографии и кадры «любительской» хроники, где злодей оказывается рядом с харизматическими предводителями боевиков, в частности с самим Шамилем Басаевым, упоминание в тексте о его причастности к одиозным взрывам жилых домов, о деньгах и указаниях, полученные лично от Усамы Бен Ладена… Все это было очень похоже на вступительные титры политического детектива, где представляют главного «плохиша», о котором авторам известно все. Это не удивительно, поскольку они его и придумали.

А вот по отношению к реальному персонажу, да еще из вражеского лагеря, такая глобальная осведомленность не может не изумить. Этот сюжет парадоксально напомнил мне тираду из какого-то классического водевиля: «Я бросил трубку, несмотря на ее крики, невзирая на ее бледность!» Крики понятно, но бледность по телефону не увидишь. Стремясь к эффекту достоверности, нередко, сам того не замечая, переходишь границу, за которой вымысел очевиден.

В юности, когда просмотр западных фильмов был редкостью и «ворованные» копии цветных фильмов были черно-белыми, один мой приятель киноман похвастался, что видел «Золотую карету» Жана Ренуара и для пущей достоверности добавил: «В черно-белом варианте». К несчастью для него я в то время работал в Госфильмофонде и знал, что единственная только что полученная из-за рубежа копия картины была цветной, хотя и не на 35 мм пленке, а на 16 мм. Стало ясно, что ничего он не видел.

При просмотре указанной выше актуальной хроники у меня сложилось аналогичное впечатление (не знаю и никогда не узнаю, насколько оно оправдано). Кто видел или слышал, как Усама Бен Ладен «лично» передавал деньги или давал указания (хорошо еще, что не сказали «секретно и без свидетелей»)? Откуда взялась «любительская» хроника повседневной жизни боевиков? Сидящие за столом предводители – это еще куда ни шло, но проход по лесу выглядит вполне естественно… как фрагмент из игрового фильма. Да и вообще все мы видели, как реальные или вымышленные персонажи (Зелиг Вуди Аллена, Форрест Гамп в исполнении Тома Хенкса или Леонид Парфенов в роли самого себя) появляются в кадрах хроники прошлых лет в окружении реальных исторических деятелей. Такова жестокая реальность века оцифровки – все может быть достоверно сфабриковано.

Я вовсе не утверждаю, что сюжет из программы «Время» – некая зловредная глобальная фальсификация. Я говорю лишь о впечатлении, которое он производит, думаю, не только на меня. Технология политической пропаганды здесь дает сбой именно из-за перебора деталей, которые должны убедить в истинности сообщения, а на деле служат удобрением для ростков сомнений. В этом виноваты, конечно, не ФСБ, не репортер и даже не канал, а контексты современной культуры.

Стихия экранных симулякров (модный в интеллектуальных кругах термин французского философа Жана Бодрийара), которые нас окружают, стимулирует подозрительность. В эпоху моей юности конвергенцией называли «тлетворное» сближение социализма и капитализма. Нынешняя конвергенция – это слияние на цифровой основе всех технических форм аудиовизуальной (звукозрительной) коммуникации: фотографической (кино), электронной аналоговой (традиционное телевидение и видео) и собственно цифровой (компьютеры, DVD и современное телевидение). По сути, эта конвергенция еще более «тлетворна», поскольку лишает нас последнего прибежища правды – ощущения реальности механической записи звука и/или изображения. Когда смотришь на экран, не верь глазам своим.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №50 (396) за 2005 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Достучаться до небес
Палм Спрингс – рай престарелых киноманов
В шапке по жизни


««« »»»