“ЛИКИ ЛЮБВИ”, ИЛИ 20 ИСТОРИЙ О НЕВЕРНОСТИ

Когда улеглись предвыборные страсти и поуменьшилось пограничное между инфарктом и шизофренией состояние электората (именно так нас стали называть), самое время подумать о любви. О любви к ближнему и к дальнему. О субстанции, превозносящей в патетику и низвергающей в порок. Воспользовавшись расслабленным состоянием общественности – Новый год, рождественские каникулы, температурный режим, притупляющий активность – Марк РУДИНШТЕЙН внедряет в массы идеологию любви. Новый интернациональный кинофестиваль “Лики Любви”, который стартует 6 января в ГЦКЗ “Россия”, на полторы недели ввергнет нас в атмосферу сантиментов, сладких слез, африканских страстей, русского безрассудства и испанской мистики.

Едва закончился июньский киносмотр в Сочи под маркой “Кинотавра”, как организаторами овладела идея фестиваля эротического кино. Понятное дело – лето, нереализованные желания и значительный крен в епархию телесности. Ближе к осени тема киноэротики стала ослабевать, а уже в начале октября в разные страны Европы отправились первые приглашения на фестиваль “Лики любви”. Концепцию нового феста по заказу Марка Рудинштейна разработали петербургские критики Инна Ткаченко и Михаил Трофименков, которые и предложили делать фестиваль киноромана.

– Само слово “эротика”, – признался Марк Григорьевич, – как-то занижало планку, не соответствовало качественно-художественному уровню картин. Экспансия эротической тематики лишает общество душевного равновесия. Думаю, дефицит как раз в другом кино – серьезном, романтическом, жизнеутверждающем.

20 историй любви мужчины и женщины будут предложены зрителю в различных жанрах – от драмы до комедии, от мелодрамы до триллера. Большинство картин, участвующих в первом фестивале, уже хорошо известно западной публике, побывали на международных фестивалях и завоевали немало призов. Поэтому проведение официального конкурса, присвоение серьезных званий организаторы “Ликов любви” посчитали делом неэтичным. Не в плане того, что московские рейтинги (после Канн, к примеру) отдают “вторичностью” (есть такая тема). Просто родилась идея свободного фестиваля, кинофорума без конкурса, где наградой будут “Золотая стрела” – (кинопленка, изогнутая в форме сердца и стрела), ее получит лучший фильм фестиваля, который определят журналисты, или специальный приз – небольшая скульптура “Поцелуй” – исполнителям самого красивого поцелуя фестивальной программы, а также много тайных призов.

(К примеру, контракт на главную роль в новом фильме получит победитель конкурса красоты в рамках “Ликов любви”. За титул “Мисс” и “Мистер Синема” будут бороться молодые актрисы и актеры из 10 стран. Кроме внешних данных, конкурсанты смогут продемонстрировать и актерский талант, соревнуясь в искусстве светской беседы или выступая в костюмах эпохи королевы Марго. Идеальная пара будет избрана международным жюри, которое обещал возглавить Сергей Жигунов.)

ПРИНЦИП 1:ТАБУ НА ИНВЕРСИИ

– Империя чувств безгранична и многогранна. И вся остросюжетность этой темы открывается на грани падения в иррациональность, отклонения от нормы.

– Наверное, в теме мужчины и женщины уже невозможно открыть ничего нового, – говорит Марк Рудинштейн. – Однако сегодня необязательны открытия или откровения. Гораздо более ценен взгляд назад, возврат к подлинным чувствам и в конце концов здоровой физиологии. Фестиваль в Сочи показал такое отклонение в теме, такое смакование инверсий, что я боюсь остаться в сексуальном меньшинстве.

– Именно тогда вы дали зарок исключать из фестивальных программ “Кинотавра” гомо- (а заодно и зоо-, некро-филическую) тематику?

– Мне показалась, что растет настоящая агрессия со стороны деятелей искусства нетрадиционной ориентации. Даже если они создают шедевры, даже если это настоящие художественные находки, но они посвящены однополой и обреченной любви, лучше ограничить ареал их влияния. Кто-нибудь должен защитить романтику, нежность отношений между мужчиной и женщиной. Пусть это будет фестиваль “Лики любви”, где изначально сложились жесткие ограничения.

Было еще одно категорическое требование в отборе картин – минимум социального. Чтобы была буря чувств. Чтобы язвы капиталистического, коммунистического и прочего обществ отошли на десятый план. Жанр киноромана может развлечь или завести в тупик. Главное, чтобы это был тупик человеческих чувств.

ПРИНЦИП 2: И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ…

6 января на открытии фестиваля в ГЦКЗ “Россия” состоится российская премьера фильма Микеланджело Антониони “Под облаками” (Франция – Германия – Италия, 1995), которую мэтр снял после 15-летнего молчания. Фильм создан по мотивам четырех рассказов Антониони из сборника “Кегельбан над Тибром”. Роли исполняют знаменитые Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Ирен Жакоб, Джон Малкович, Кьяра Казелли.

В рамках специального показа состоится демонстрация фильма “Свидания в Париже” (Франция, 1995) старейшего из режиссеров французской “новой волны” Эрика Ромера. Три новеллы, три романтические истории, приключившиеся на Монпарнасе, в музее Пикассо и в парке. Обольстительные сюжеты, великолепный слог и любовь в Париже – премьера триптиха Ромера состоится в ГЦКЗ “Россия” 15 января.

Третий фильм молодого французского режиссера Ксавье Бовуа “Не забудь, что ты умрешь” (Франция, 1995) завоевал в этом году приз жюри на фестивале в Канне. Работавший ассистентом у Андре Тешине и Маноэля де Оливейры, Бовуа сыграл в своем фильме главную роль – молодого романтика, который болен СПИДом, а его возлюбленную, итальянку Клаудиу, исполнила Кьяра Мастроянни.

В основной программе фестиваля будет представлено 20 картин, показ которых состоится в кинотеатрах “Новороссийск”, “Художественный” и “Зарядье”. Сразу после каждого просмотра будут проводиться пресс-конференции с режиссером, актерами или продюсером, представляющих картину:

Кинокартина “Белле” (Нидерланды, 1993) расскажет о любви, о которой Белле мечтала всю жизнь – пока занималась бизнесом, собираясь стать поэтессой, и приобретала состояние, ненавидя деньги.

Режиссер – Ирма Ахтен, в ролях Вивинеке ван Кронинген, Неллеке Зитман, Улл Мария Кюн, Рейно Буссемейкер.

“Весна никогда не наступит” (Нидерланды, 1994). Любовь чувственная, страстная, наделенная разрушительной силой – вспыхнувшая между писательницей и издателем.

Режиссер – Фруке Фоккема, в ролях – Томм Хоффман, Хильде ван Мегем, Эллен Тен Дамме, Ханс Краузет.

“Горькая сладость” (Финляндия, 1995). Любовь ироническая. Режиссер Каиса Растимо рассказывает истории из жизни совей героини Анны, ищущей вечную романтическую любовь.

В ролях – Пияви Аконпелто, Петри Хантту, Кирсти Куосманен.

“Дом любви” (Португалия – Франция – Германия, 1994). Режиссер Педро Коста рассказывает о любви мистической. Живая женщина и умирающий мужчина, одна неделя между светом и мраком.

В ролях – Инес де Медейрос, Исаак де Банколь, Эдит Скоб.

“Колесо времени” (Польша 1994). Сказочная любовь в фильме Анджея Кондратюка. Немолодой режиссер влюблен в кинематограф и в двух необыкновенных женщин.

В ролях – Ига Цембжиньска, Катаржина Фигура, Анджей Кондратюк, Кристина Кондратюк.

“Настасья” (Польша – Япония, 1994). Режиссер Анджей Вайда.

Драма любви. Достоевский и Вайда в Японии, роли Настасьи Филипповны и Мышкина исполняет Тамасабуро Бандо, знаменитый актер театра “Кабуки”.

“Настоящие мужчины, настоящие женщины” (Тайвань, 1995). Любовь с социальным подтекстом. Актриса Лянь Чинь готовится исполнить роль партизанки, боровшейся в подполье вместе со своим мужем за независимость Китая в 1940-х.

Режиссер – Ху Цзяо-Цзинь, в ролях – Энни Шизука Ино, Лим Гионь, Джек Као.

“Не очень правоверная” (Франция, 1994). Режиссер – Тоник Маршаль, в главной роли – Анемона.

“Несут меня кони” (Россия – Канада, 1995). Любовь – по-русски безрассудная. Героиня оставляет благополучного мужа и убегает к студенту, шалопаю и ловеласу.

Режиссер – Владимир Мотыль, в ролях – Андрей Соколов, Агнешка Вагнер, Сергей Виноградов.

“По ее вине” (Франция, 1994). Режиссер – Жан-Лу Юбер, в ролях – Антуан Юбер, Романа Боринже.

“Польская смерть” (Польша, 1995). Режиссер – Вальдемар Кшистек, в главной роли – Сезари Пазура.

“Принцесса поэта” (Австрия, 1995). Любовь из романа. Автор “бульварного чтива” завершает свое первое серьезное произведение и встречает даму, необычайно похожую на героиню романа…

Режиссер – Ники Лист, в ролях – Гудрун Тильш, Ханс Вернер Майер.

“Прыжок в пустоту” (Испания, 1994). Любовь отсутствующая. Алекс 20 лет, она зарабатывает торговлей оружием, безответно влюблена в “коллегу” и решает изменить свою судьбу…

Режиссер – Даниэль Кальпарсоро, в ролях – Нашуа Нинри, Роберто Шалю, Альфредо Вилла.

“Рождение Дон Жуана” (Грузия, 1995). Восточная любовь. Молодой слуга в тбилисском имении начала века превращается в неутомимого донжуана.

Режиссер – Георгий Качарава, в ролях – Г.Пипинашвили, Г.Гоголашвили

“Сердце разрывается” (Нидерланды, 1993). Любовь-напасть. Бобу и Лои тяжело и когда они вместе, и когда расстаются – характеры и жизни их столь разные, что не скандалят они лишь в то время, когда занимаются любовью…

Режиссер – Мийк де Йонг, в ролях – Марике Хеединк, Марк Ритман.

“Спокойствие” (Португалия, 1994). В фильме Эдуардо Гуэдеса – любовь несостоявшаяся. А могло бы быть приключение: девушка в Лиссабоне ищет адресата таинственной посылки из Америки…

В ролях – Аманда Пламмер, Изабель Рут, Тони Лима.

“Уведи меня” (Франция, 1994). Режиссер – Мишель Спиноза, в ролях – Карин Виар, Антуан Баслер, Инес де Медейрос.

“Эй странник!” (Бельгия, 1994). И наконец любовь детективная, со всеми необходимыми составляющими жанра – антикварным наследством, убийством и похищением коллекции эротических полотен.

Режиссер – Петер Водич, в ролях – Ханна Шигулла, Ги Трежан, Виллиам Хикки.

ПРИНЦИП 3: О ЛЮБВИ НЕ ГОВОРИ

Напрасные слова, как тема любовных трагедий приводит к осознанию факта особой лаконичности и экспрессивности черно-белого немого кинематографа. В Синем зале к/т “Зарядье” состоится ретроспективный показ из собрания Госфильмофонда “Великие любовники немого кино”. 13 фильмов с участием легендарных актеров Рудольфа Валентино (“Шейх”, 1921), Ивана Мозжухина (“Хризантемы”, 1914), актрис Греты Гарбо (“Дурная женщина” 1928), Веры Холодной (“Миражи” 1915), Полы Негри (“Горная кошка”, 1921) и Мэри Пикфорд (“Розита”, 1923).

“Черно-белые немые картины необыкновенны выразительны и пластичны, они способны оттенить цвет и звук в кинематографе”, – уверяет программный директор фестиваля Инна Ткаченко.

С 7 по 13 января с 11.00 показ первых любовных драм и мелодрам мирового кинематографа.

ПРИНЦИП 4: ПОБОЛЬШЕ САНТИМЕНТОВ

Атмосфера вокруг самого фестиваля “Лики любви” на редкость доброжелательна. Ассоциация “Кинотавр” поставила цель воспроизвести в столице аналог сочинского киносмотра – уютная, коммуникабельная обстановка, звездный состав гостей. Как всегда приглашены только знаменитости – режиссеры, актеры, драматурги, среди которых Тонино Гуэрра, Джина Лоллобриджида, Анук Эме, Сильвия Кристель, Аманда Пламмер, Анемона, Катаржина Фигура, Барбара Брыльска, Жан-Лу Юбер.

Антагонизма новое детище Рудинштейна у сопредельных культурных организаций пока не вызвало (интуитивное – а вдруг опять у него получится?).

Организаторы “Ликов” намереваются создать особую атмосферу, специфический стиль нового феста, в котором доминируют нежность, лирический настрой, сентиментальность.

“Море сладких слез”, по мнению Марка Григорьевича, станет высшей точкой шкалы успеха мероприятия.

К 100-летию кинематографа английский журнал “Empire” опубликовал хит-парад самых романтических моментов в истории мирового кино, составленный критиками этого издания:

Самым трогательным в истории мирового кино “Empire” считает эпизод из фильма “Завтрак у Тиффани”, поставленного в 1961 году Блейком Эдвардсом. В одной из самых волнующих сцен героиня идет под дождь искать любимую кошку, а герой следует за ней. В финале мужчина, женщина и киска сливаются в объятиях.

На втором месте оказался фильм “Офицер и Джентльмен” (1982, режиссер Тэйлор Хэкфорд). Сцена, в которой Ричард Гир увозит на мотоцикле Дебру Уингер навстречу счастливой жизни, сочли одной из самых душещипательных.

На третьем месте популярнейшая “Красотка” (1989) Гарри Маршалла. Финал, где все тот же Ричард Гир взбирается по пожарной лестнице квартиры на сей раз Джулии Робертс, также попал в разряд самых романтических сцен.

Для Марка Рудинштейна один из самых сентиментальных и памятных моментов – последние кадры из кинофильма “Мужчина и женщина”, когда герои бегут навстречу друг к другу на вокзале. “Когда в 61 году, в нон-стопе индийских приторных мелодрам я увидел этот фильм, – был потрясен. До сих пор осталось ощущение – это уровень жанра, эталон подлинной чувственности”…

Ольга ПЕСКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДЕКОРАЦИЯ В ВИДЕ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ “НВ”
ЛАДА НЕПОДСУДНА, БОНДАРЧУК НЕ СТРАШИТСЯ СУДНОГО ДНЯ
КРИМИНАЛЬНАЯ РОССИЯ–2
РОССИЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ. ГОД 1995


««« »»»