«Цель номер один»: Бороться и искать, найти и уничтожить ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Боевик «Цель номер один» (Zero Dark Thirty, США, 2012, режиссер Кэтрин Бигелоу, в ролях – Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Джоэл Эдгертон, Дженнифер Или, Марк Стронг, Кайл Чандлер, Эдгар Рамирез, Джеймс Гандольфини, Крис Прэтт) выйдет в российский прокат 21 февраля.

 

Бывшая супруга Джеймса Кэмерона не разменивается по пустякам. После «Повелителя бури» (6 «Оскаров») Кэтрин Бигелоу заинтересовала еще более скользкая и серьезная тема (впрочем, и номинаций на «Оскар» всего 5) – операция ЦРУ по поимке и последовавшая затем казнь лидера Аль-Каеды Осамы бин Ладена (май 2011 года).

В оригинале фильм называется «Нулевая видимость 30» (Zero Dark Thirty), и это военный термин, обозначающий точное время, — 0:30. Именно полпервого ночи 2 мая 2011 года группа морских пехотинцев начала выполнять свое задание, а «Цель номер один» была ликвидирована спустя полтора часа.

Главный герой картины, тем не менее, вовсе не бин Ладен. Офицер ЦРУ Майя (потрясающая Джессика Честейн, нам точно есть за кого болеть на церемонии вручения «Оскаров») не только занимается этой операцией, она вдохновляет всех, кто трудится с ней рядом. Она – настоящая фанатичка, у нее нет друзей и личной жизни, после 9/11 она живет только одной целью – найти и уничтожить. Говорят, прототипом Майи послужил реальный офицер разведки, награжденный по завершению операции. В помощь Честейн снаряжены опытные актеры второго плана, каждый из которых играет маленькую, но запоминающуюся роль: Джеймс Гандольфини, Марк Стронг, Кайл Чандлер, Хэролд Перрино, Крис Прэтт, Марк Дюпласс.    

«Цель номер один» стала причиной ожесточенных споров не только в блогах и соцсетях (автор Наоми Вульф и вовсе сравнила Бигелоу с главным орудием пропаганды Адольфа Гитлера – Лени Рифеншталь), но и в политических кругах. Американские конгрессмены задавались вопросом, откуда Бигелоу известно так много, Министерство обороны даже провело расследование с целью выяснить, кто раскрыл засекреченные сведения, но гнев сильных мира сего был вызван не только разглашением государственной тайны, но и показанными на широком экране пытками заключенных. «Вредная пропаганда» (The Guardian), «долгожданный шедевр о 9/11» (Indiewire) – разброс мнений очевиден. 

Сценарист и бывший военный журналист Марк Боал получил «Оскара» за «Повелителя бури», и его работа здесь достойна десяти золоченых истуканчиков. Ему удалось превратить разрозненные куски засекреченной информации в связную и захватывающую историю, действие которой происходит в различных уголках земного шара – от Пакистана до Лондона.

Хронометраж фильма – его Ахиллесова пята. Впрочем, после двух часов интригующей «завязки» режиссер переходит к почти что документальной 45-минутной кульминации, снятой при минимальном освещении, порой с использованием приборов ночного видения, и это пробирает почище всех хорроров, выходивших в кино за последнее время. Забавно, что, несмотря на то, что все присутствующие в зале знают о развязке, чуть ли не каждый выстрел заставляет вжиматься в кресло.

«Цель номер один» – захватывающая, поражающая своей монументальностью и дотошностью, изнуряющая, ставящая ряд неудобных моральных вопросов работа зрелого мастера (что удивительно, женщины). Что касается пыток, то эти сцены показаны нарочито беспристрастно, зрителю дается возможность, самому решить, насколько оправдана эта тактика в отношении террористов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»