Разработка проектно-сметной документации и ее базы

Рубрики: [Разное]  

Такая база хранит в себе расценки на всевозможные виды работ, включая зарплату исполнителей, стоимость работы машин и механизмов, материалов, а также нормы расхода различных ресурсов. Сюда следует отнести: затраты труда, расход материалов, число машино-часов строительных машин и механизмов. Сметно-нормативная база четко регламентирует накладные затраты, сметную прибыль и прочие виды расходов.

Само собой разумеется, что База не может быть статичным документов, с течением времени она постоянно корректируется, а в определенные моменты и вовсе устаревает. На смену ей приходит новая База. Долгое время на территории Российской федерации применялась сметно-нормативная база в цифрах 1984 года. Как и положено, со временем она перестала в объективно отражать стоимость новых технологий, материалов и других позиций современного строительства и модернизации объектов. Поэтому в начале 90-х годов прошлого столетия специалисты попытались заменить ее на более современную сметно-нормативную базу с индексом 1991. Однако по ряду объективных причин она не нашла популярного применения в среде специалистов. Разработка проектно-сметной документации по новой базе практически не велась.

Чтобы исправить ситуацию примерно в эти же годы группа специалистов успешно провела работы по созданию сметно-нормативной базы по ценам 1998 года. Она получила название МТСН 81-98. В отличие от своей предшественницы,  МТСН 81-98 нашла широкое применение, поскольку наиболее полно отражала стоимость современных технологий и материалов. Прошло время, и МТСН 81-98 была переработана и пересчитана в соответствии с уровнем цен на 1 января 2000 года. Новая база получила название ТСН 2001.

Разработку ТСН 2001 производили федеральные структуры. В ней прописаны государственные элементные сметные нормы (ГЭСН), включены методическое обеспечение и наглядный пример использования федеральных единичных расценок (ФЕР 2001). Российским регионам было предложено привязывать нормативы базы к собственным реалиям и просчитывать территориальные единичные расценки (ТЕР 2001).

Для того, чтобы практически полностью перейти на сметно-нормативную базу 2001, Российской Федерации потребовалось несколько лет. В разных объемах, но во всех регионах страны разработаны территориальные расценки. Это дало возможность Госстрою принять специальное постановление, по которому с 1 сентября 2003 года сметно-нормативные базы прошлого не могут уже применяться для разработки проектно-сметной документации на новых объектах.

В реальности было, конечно, не все так легко, как на бумаге. Переход тормозили многие проблемы, в частности, задержка с разработкой территориальных единичных расценок в некоторых регионах, а также ошибки и просчеты в самих ГЭСН. Усложняло ситуацию и отсутствие необходимой информации по ценам на ресурсы, не урегулированные вопросы пересчета сметной стоимости в текущие суммы. Не хватало также у многих  специалистов опыта работы с новой базой. Частые обновления нормативов так же не добавляли стабильности для разработки проектно-сметной документации.

Поэтому в 2007 году по инициативе Федерального центра ценообразования в строительстве было осуществлено переиздание федеральной базы образца 2001 года. Устранены многочисленные опечатки и арифметические ошибки, дублирование ресурсов. Уровень цен в базах не изменился – как и ранее она привязана к цифрам января 2001 года. Процесс подготовки и утверждения новой редакции ТСН 2001 был завершен к 2009-му году.

Однако переиздание федеральной базы привело к необходимости переработки территориальных баз. Таким образом, перемены продолжаются.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»