Муза для гениев

Сальвадор Дали и Гала Влияние Сальвадора Дали на современное искусство неоспоримо. Он оставил свой неповторимый и яркий след не только в живописи, но и в скульптуре, кинематографе, дизайне и в литературе. Но состоялся бы он как гений, если бы не его жена ГАЛА, которую знает весь мир, – вот вопрос.

На самом деле эту женщину звали Елена Дьяконова. Она родилась в Казани в 1894 году. У нее было два старших брата и младшая сестра. Отец бросил семью, когда дети были совсем маленькими. В 1905 году семье сообщили, что он умер в Сибири.

Мать, Антонина Дьяконова, с детства звала старшую дочь Галя, что уже за границей легко трансформировалось в Галу – с ударением на первом слоге. И надо сказать, что имя оказалось пророческим: по-французски «гала» означает «праздник», а в астрономии «гало» – светящееся кольцо вокруг Луны или Солнца. Так девочке было предсказано быть праздником для гениев, освещающих светом своего таланта этот мир.

Вскоре Антонина с детьми перебралась в Москву. Здесь она сошлась с богатым адвокатом Дмитрием Гомбергом. Его влияние на семью Дьяконовых, а особенно на Галу, было огромно настолько, что имя отчима она взяла в качестве своего отчества. Гомберг настоял на том, чтобы дети получили образование, давал на это деньги, приохотил их к чтению. Галу отдали в престижную гимназию Брюхоненко, где она успешно училась, проявляя особый интерес к литературе и иностранным языкам: свободно владела немецким и французским. Однако по окончании гимназии продолжить образование не получилось. С детства девочка оказалась склонна к туберкулезу, и к семнадцати годам болезнь развилась в полную силу. Врачи посоветовали отправить ее на лечение в Швейцарию. В самом начале 1913 года она оказалась в одном из лучших легочных курортов в швейцарском городе Клавадель.

В санатории Гала познакомилась с молодым французом по имени Эжен Эмиль Поль Грендель. Мсье был выходцем из старинного и богатого рода. Эжен оказался начинающим поэтом, свои стихи он печатал под псевдонимом Поль Элюар. Гала вдохновляла его, редактировала и переписывала тексты. Любовь к поэзии и любовь к Гале развивались в поэте одновременно, молодые люди уже практически не разлучались. «Тело ее – золотая поэма. Бесстрашное, роскошное и гордое, презирающее собственную плоть», – писал Элюар о Гале.

Весной 1914 года у Галы закончился курс лечения, и она была вынуждена вернуться в Россию. Влюбленные тяжело переживали разлуку. Началась переписка, и в письмах они договариваются о свадьбе. Родители Галы были согласны. А вот мать и отец будущего жениха не понимали, что их сын нашел «в этой маленькой русской девочке» и были категорически против. К тому же началась Первая мировая война и Поля могли призвать в армию. Правда, его слабое здоровье не позволило ему попасть на передовую. В конце концов родители Поля сдались и вызвали Галу в Париж. Из Москвы она уезжает, сообщив всем, что выходит замуж за состоятельного француза. Во Францию девушка приезжает с чемоданом нарядов и желанием жить самостоятельно, зарабатывая переводами. Но ее французского оказалось недостаточно для работы переводчицей, и амбициозной мадемуазель пришлось переехать к Гренделям. В феврале 1917 года Гала и Поль обвенчались. Молодой муж вскоре возвратился в действующую армию, а Гала осталась в доме его родителей. Постоянные конфликты со свекровью заставляют ее страстно желать одного – свободы, независимости, собственного дома.

10 мая 1918 года у молодоженов рождается дочь Сесиль. Поль был невероятно рад и обожал свою дочь. А вот Гала абсолютно не радовалась этому событию и всю жизнь останется равнодушной к собственной дочери. Характерно, что в Гале был чрезвычайно развит материнский инстинкт, но направлен он был не на собственных детей, а на любимого мужчину. Желание наставлять, опекать, направлять его было в Гале необычайно сильно. Благодаря ее поддержке Эжен Эмиль Поль Грендель очень быстро стал известнейшим поэтом Полем Элюаром. При помощи супруги он обрастал друзьями, приобретал вес и занял ведущее положение в пестрой среде тогдашней французской литературной богемы. И Гала тоже становится заметной фигурой: женское обаяние и ум делали ее центром любого общества, где появлялся Элюар. Она стала одной из немногих женщин, к мнению которых прислушивались.

Небольшого роста, с не очень правильными чертами лица, она тем не менее несла в себе такую женскую силу, которую не мог не заметить ни один мужчина. Гала обладала очень сильным характером, решимостью и непоколебимой уверенностью в себе и в своей власти. Болезненная с детства, она закаляла свой организм, принимая холодный душ, и могла плюнуть в лицо каждому, кто ее слишком раздражал. Элюар боготворил жену, однако, они оба сходились во мнении, что супружество не исключает возможности иметь любовников. Мало того, Поля возбуждало зрелище Галы в объятиях других мужчин. Постоянно нося с собой ее фотографию в обнаженном виде, Элюар называл жену «совершенной женщиной, совершенной в любви».

Одним из ближайших друзей Поля становится известный немецкий художник, один из основоположников дадаизма и сюрреализма Максимилиан Эрнст. Летом 1922 года между Гала и Эрнстом начинается любовная связь. Не спасло положение даже то, что Максимилиана на отдыхе сопровождала жена с маленьким ребенком. Одним из принципов дадаизма и сюрреализма была свобода в любви и в сексе. Но то, что случилось между Гала, Максом и Полем, шокировало даже их друзей: у них была общая постель, и этот «брак на троих» продолжался около двух лет. Самое поразительное, что в результате этого скандального романа авторитет Галы среди литературной богемы необычайно вырос – сложилось мнение, что, если она обратила внимание на мужчину, значит у него есть талант.

К окончанию «романа на троих» Элюар потерял отца, но получил огромное по тем временам наследство – более миллиона франков. Правда, очень быстро и не без помощи Галы деньги улетучились. Самые шикарные ателье мод, изысканные рестораны и ювелирные магазины – эти увлечения жены Элюара подточили семейный бюджет. К тому же к концу 20-х годов супруги практически не жили вместе, хотя отдыхали вдвоем. Летом 1929 года они случайно оказались в Испании в небольшом каталонском городке, куда их пригласил знакомый по Парижу молодой художник Сальвадор Дали. Так в жизни Галы начался совсем новый период.

Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Доменеч Куси Фаррес был на десять лет младше Галы. Но он успел поработать с кинорежиссером Луисом Бунюэлем над прогремевшим фильмом «Андалузский пёс». Именно Дали принадлежала идея самых шокирующих кадров картины.

Гала поразила Дали. А она заметила в нем то, что всегда ценила в мужчинах – задатки настоящего гения. Во время обсуждения одной из картин Сальвадора она во всеуслышание произнесла: «Мой малыш, мы больше никогда не расстанемся». Элюару пришлось возвращаться в Париж одному.

Дали в то время находился на грани сумасшествия. Неуверенность в себе и огромное количество различных комплексов, в основном, сексуального характера буквально раздирали его на части. Гала стала не только первой женщиной в жизни этого импозантного мужчины, но и музой, моделью, матерью, секретарем и первым советчиком. Она излечила его от сумасшествия, подарив уверенность в собственных силах. По словам Дали, она придала его искусству новый смысл.

Однако их взаимоотношения сложились далеко не сразу. Поначалу они были болезненными, да и до официального развода с Элюаром Гале пришлось ждать до 15 июля 1932 года. Дочь Сесиль осталась у отца. И только в 1934 году Гала и Дали заключили гражданский брак. Душка Элюар присутствовал на церемонии в качестве свидетеля.

Гала стала лучшим менеджером для Дали. Она ходила по галереям, предлагая картины мужа, договаривалась с критиками о благосклонных рецензиях, искала покупателей, следила за тем, где, когда и с кем следует бывать мужу. С начала 30-х годов имя Дали начинает греметь. О его картинах говорят с восторгом, имя Дали не исчезает с газетных и журнальных обложек, первая выставка в Америке проходит с грандиозным успехом. Гала освободила его фантазию, влив в художника новую энергию. В благодарность Сальвадор постоянно рисует ее на своих картинах. Нарцисс по природе и своей сути, он видит в жене свое отражение. Но любя ее, он, по сути, любит самого себя. «Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги, – уже после смерти жены писал великий сюрреалист. – Спасибо тебе, Гала! Это благодаря тебе я стал художником».

В конце тридцатых в Испании к власти пришел Франко, супруги уехали в Италию, два раза побывав в США, а затем во Франции. Когда началась Вторая мировая война, они уехали в Америку, где и собирались переждать военное лихолетье. Но если в Европе у Дали было не только имя, но и множество покупателей и заказчиков, что позволяло супругам жить на широкую ногу, то в США нужно было все начинать с нуля. И Гала с головой окунулась в покорение Нового Света.

Ей это с блеском удается. Она не только устраивает великолепный быт для мужа и сказочные условия для творчества, но и добивается для него такого общественного положения, какое в то время даже не снилось лучшим мастерам кисти США. Картины Дали продаются на аукционах по баснословным ценам. Его покупателями становятся миллиардеры, коронованные особы, звезды эстрады и кино. И все это благодаря Гале, ее связям и обаянию. Под влиянием жены художник берется за любую работу, лишь бы гонорар был как минимум с пятью нулями.

Художник выпускает свою первую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали», занимается практически всеми видами прикладного искусства. Пробует свои силы в рекламе, иллюстрирует книги и журналы, работает вместе с мастером киноужасов Альфредом Хичкоком над фильмом «Зачарованный». Кроме того, создает эскизы ювелирных украшений и декораций к театральным постановкам и даже издает газету о самом себе, любимом. А также оформляет интерьеры квартиры «королевы косметики» Елены Рубинштейн. Дали выпускает роман под названием «Скрытые лица».

Однако такая бурная, откровенно стяжательская деятельность Дали сильно повредила его репутации среди профессиональных критиков, художников и настоящих ценителей прекрасного. Но зато вознесла его популярность на недосягаемую высоту. За восемь лет в США супруги заработали огромное состояние. Вернувшись в Европу и поселившись в Испании в Кадакесе, они стали строить великолепный дом в Порт-Льигате. Гала по-прежнему остается главным человеком в жизни Дали, управляет делами, устраивает выставки, ведет переговоры. Недоброжелатели называли Галу аморальной и жестокой, ведьмой, плетущей интриги. Один из них писал: «Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и приятельских отношений с гениями».

Во многих картинах послевоенного творчества Дали Гала предстает в виде святой, мадонны, мировой матери, а то и просто олицетворяет собой мироздание: «Мадонна Порт-Льигат», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Атомная Леда»… Именно для нее Дали создает уникальную драгоценность – брошь в виде сердца из золота и шестидесяти крупных рубинов, пульсирующего в ритме семидесяти ударов в минуту. В 1958 году – через шесть лет после смерти Элюара – супруги обвенчались, а три года спустя, желая показать, как он любит Галу, Дали организует постановку балета «Гала» на музыку Скарлатти. Премьера состоялась 22 августа 1961 года в венецианском театре «Феникс». Художник создал декорации и костюмы, сам руководил разработкой либретто балета. А роль Галы танцевала соотечественница музы гениев – русская балерина Людмила Черина. Преклонение Дали перед женой в этом балете достигло своего апогея. Да и на одном из последних полотен художника – «Христос-Гала» – Создатель изображен с лицом Галы.

Отношения супругов были настолько совершенны, что в них не было места никому из посторонних. Разумеется, кроме потенциальных покупателей и «нужных» людей. Так, когда в их имение приехала Сесиль Элюар, Гала не захотела встретиться с дочерью, захлопнув дверь перед самым ее носом.

Гала старела и становилась беспощадной, злой, суровой и невероятно эгоистичной женщиной. Она глубоко переживала наступление старости. Гала перепробовала все средства: кремы, массажи, пластические операции… Не помогало. Ее женская притягательность со временем угасла, но у нее теперь было еще кое-что: громкое, прославленное на весь мир имя и огромные деньги, которые она тратила не считая на молодых мужчин. Все они были красивы, многие талантливы. Она часто меняла своих любовников, и рядом с ней редко кто задерживался надолго. В 1963 году в ее жизни появился молодой актер Джеф Фенхольд, известный исполнением главной партии в бродвейской постановке рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Любовник был на сорок шесть лет младше Галы. Ему она подарила студию звукозаписи, дом за миллион долларов (по курсу 60-х), картины Дали. Но и Дали не оставался в одиночестве. Самый бурный роман у него был с молодой англичанкой, начинающей певицей Амандой Лир.

В последние годы Гала поселилась в средневековом замке Пубол, который подарил ей Дали. Здесь, отгородившись от мира, Гала жила, ожидая смерти. Она никого не принимала, даже Дали мог прийти к ней только по письменному разрешению. В ее спальне стояли фотографии ее российской семьи. Своей тоской по России она ни с кем не делилась, побывав в Москве лишь в 1929 году. А 10 июня 1982 года эта незаурядная женщина ушла из жизни. Дали прожил еще семь лет без своей Галы, но как художник он уже закончился.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Банкир Геращенко
Вера Полозкова, девушка с журфака
ФБ-взгляд
Ведьмы всех стран, объединяйтесь!
Зло в химической чистоте
Асташенок сыграет музыканта
Американская сказка о президенте
Монстры возвращаются в 3D
Спасти город может только Джон О’Мара


««« »»»