ТУНИС: РАЗВЕДКА БОЕМ

Рубрики: [Мнение]  

Тунис никогда не был для меня страной вожделенной, куда бы очень хотелось поехать. С ним у меня как-то ничего не связано, да и далековато все-таки – черный континент. Вот Греция – да, она, можно сказать, совсем рядом, и там на острове Корфу жил Джералд Даррелл. Он так весело описал свою жизнь и жизнь своей семьи и всяких козявок, птиц и змей, которых полюбил горячо и навсегда, что стал мне дорог и этой любовью к животному миру, и своим отношением к жизни вообще. Поэтому его недавнюю смерть я восприняла как потерю близкого человека.

При слове Африка на ум сразу почему-то приходят строчки из детской книжки Чуковского “Бармалей”: “В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы….” (Пейзажи-иллюстрации к стихам незабвенного Корнея Ивановича мы встречали потом не раз). Когда собиралась в командировку, внук мне так обеспокоенно и сказал: “Баб! Там же Бармалей живет!” Вот и хорошо, – подумала я, – может быть, познакомлюсь с ним, будет о чем рассказать, когда вернусь.

Из Москвы до Туниса лету четыре часа. Столица, носящая то же имя, что и государство, встретила нас ослепительным солнцем, огромными пальмами, которые не показались мне совсем чужими (кажется, в Сочи растут такие или похожие на них), и совсем знакомыми роскошными цветущими олеандрами (помните, одно время они и фикусы жили в наших квартирах как комнатные цветы?).

У любого народа есть приметы о дожде. В России, например, считается: если в дождь уезжаешь, то и расставание легкое, и дорога будет нетрудной. В Африке дождь всегда нужен, его ждут, поэтому по всему Тунису развешаны гирлянды из разноцветных полосок бумаги – считается, что они призывают воду с небес. А если гость в дождь к вам пришел, значит, жди удачи, успеха, богатства. В первый же день нашего пребывания на тунисской земле, когда мы знакомились с гостиницами, с условиями проживания в них, нас сопровождал не просто дождь, а ливень, наверное, поэтому, встречая нас, хозяева отелей и обслуживающий персонал так радовались нам.

Тунис – страна древняя, арабская, мусульманская, в 1956 году получила независимость, а до этого была около 75 лет французской колонией. Здесь живут люди разных национальностей: турки в основном на побережье Средиземного моря, в центральной части страны арабы и бедуины, а на юге берберы, куда еще в XVI веке их прогнали турки. Жить в пустыне непросто, поэтому здесь их уже никто не трогал. В столице берберов – Матмате (она располагается в 40 км от моря и на высоте 400 м над уровнем моря) мы посетили дома-пещеры. Вырытые прямо в горах “квартиры” могут состоять из любого количества “комнат” – здесь всегда прохладно, все под руками, полная автономия, только туристы досаждают, но они-то и деньги за просмотр оставляют – все-таки заработок.

С особым удовольствием и гордостью наш гид показал нам то место в горах, где снимался американский фильм “Звездные войны”. Да, для инопланетного действа пейзаж очень даже подходящий. Можно ехать сто, двести километров – а за окном автобуса все одно и то же зрелище: желто-рыжая каменистая поверхность с жалкими кустиками травы, а у горизонта тянется бесконечная гряда гор. На наш, средне-европейский взгляд, привыкший к разнообразию природы, к ее приветливому лику, картины эти монотонны и унылы (недаром приступы мигрени то и дело портили мне настроение), но что, как не пустыня, располагает к одиночеству, размышлению, желанию пообщаться с Всевышним…

Ее Величеству Сахаре – по-другому и не скажешь – не видно ни конца ни края, только песок, песок, песок… Но нам пообещали встречу с маленьким чудом в этом безбрежном океане песка. И она состоялась – мы увидели мираж: водная гладь необыкновенно красивого голубого цвета (то ли озеро, то ли река), какой-то заборчик-плетень из пальмовых листьев, как будто фигурки животных… Помните картинку в школьном учебнике физики? Но все, увы, только оптический обман.

Здесь я впервые поняла, что такое дыхание пустыни. Во время нашего путешествия на юг страны погода была нормальная, даже спокойнее, чем в Москве. А тут вышли из автобуса – ветер сильный, неудержимый, просто сумасшедший, и раскаленный воздух жарит, как из печки. И никуда от него не деться, не укрыться. Так вот, останься один на один… Хорошо, что автобус рядом стоит, хорошо, что только посмотреть на все это приехала. И в то же время радуюсь: как здорово, что вижу все это своими глазами и чувствую, что называется, на собственной шкуре…

Еще одно незабываемое зрелище – соляное озеро Шод-Айджери. Это бывший морской залив, переставший существовать под натиском пустыни, напоминает слегка подсушенный слоеный пирог, только изредка перебиваемый озерцами и канавами, наполненными водой и кристаллами соли (они похожи на снег, особенно издалека). А зимой это озеро “оживет”, все пространство заполнится водой. Работа же по добыче различных солей кипит здесь полным ходом в любое время года, поезда развозят свою продукцию по всему миру.

И о собственно песке. Он, конечно, не так мягок, как земля, размолотая гусеницами на танкодроме, в которую погружаешься по щиколотку, как в облако, но все равно легкий и нежный, как пудра рашель. Здорово отличается от того, тяжелого и рыжего, который насыпают в песочницы на наших детских площадках, и цвет у него благородный какой-то: почти белый или бледно-желтый.

Тем, кто любит песчаные пляжи, в Тунисе просто раздолье: им отдано 120 километров побережья, а море чистое и ласковое, правда, на вкус, кажется, более соленое, чем Черное.

Карфаген. О трагической судьбе этого всемирно известного города понаслышке знают многие, но прикоснуться к вечности сможет только тот, кто приедет в Тунис. Ни с чем не сравнимое чувство. И развалины бывают великими, такими их делает история. Вот еще Колизей в Эль-Джаме, один из шести, построенных римлянами в разных странах. Он разрушен временем, войнами, ветрами и дождями, но амфитеатр сохранился, и этим летом здесь будет проходить международный фестиваль классического искусства. А священный город Кероуен, соперничающий по святости с Меккой? Существует поверье: если пройдешь меж римских колонн, стоящих здесь уже несколько веков, все грехи отпускаются, как бы растворяются сами собой. Я прошла. Ничего не почувствовала, но, думаю, теперь можно все начинать сначала, как ни в чем не бывало…

Тузер славится своими финиками. Тунис – главный поставщик этих плодов на мировой рынок. Нам попался на глаза огромный оазис – частная плантация в триста тысяч финиковых пальм, их оберегают, ухаживают за ними – вырастить такие плоды даже в жаркой Африке непросто. Соперничать с финиками может разве только оливковое масло, которого в стране производят огромное количество, и оно-то как раз среди тех сельхозпродуктов, которые производятся на экспорт.

На восточном базаре пряностей в Гебесе приятно просто походить среди тесных улочек, прилавков, вдохнуть сказочные ароматы, да и купить захочется многое. Например, хну – здесь ее просто горы (килограмм стоит 4 динара, динар чуть дороже доллара). Я не говорю о кориандре, перце, корице, гвоздике, шафране… А какая керамика! А какие плетеные изделия! Кожаные и ковровые изделия – тоже исконно тунисские народные промыслы, но они меня меньше волнуют.

Мы проехали пол-Туниса, видели и музей “1001 ночь”, и дворец Шахерезады посетили, и историю Синдбада-морехода лучше узнали, и на верблюдах покатались (когда бы еще довелось!), и музыки народной наслушались, и танцев берберских насмотрелись, и сами плясали на фольклорном празднике. Тот, кто любит автомобили (а особенно джипы) и остроту ощущений, может принять участие в сафари – турфирмы организуют и такие мероприятия. А тем, кто не избавился от дворянских привычек или, напротив, приобрел их, можно приехать в Тунис поохотиться на кабанов – в этой стране и леса великолепные, не только море и песок.

Не знаю, как в Греции (там я еще не была), а в Тунисе есть, как видите, если не все, то многое. поэтому рекомендую поискать горящие путевки в Тунис. С Бармалеем я так и не встретилась (ну и ладно,– подумала я, – а то неизвестно, чем бы это все кончилось). А вот люди, с которыми нас сводили журналистские дороги, оказались приветливыми и улыбчивыми, готовыми рассказывать о своей стране часами, отвечать на любые наши вопросы.


Наталья Максимова


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ЭКСПРЕСС-ГАЗЕТА”, “ФИЛИН РАЗМЕР”, ИСК НА 750 000 БАКСОВ
С НАМИ БОГ И ЧЕРНОМЫРДИН!
ЧТО В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ЗНАЧИТ СЛУЧАЙ?
КУШАНАШВИЛИ ЗАКОНЧИЛ ПОВЕСТЬ ОБ АЙЗЕНШПИСЕ
ВЛАДИМИР ЛЕВКИН ВЫПУСТИЛ СБОРНИК СВОИХ СТИХОВ
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
ЧЕЛОВЕК ИЮНЯ
ЭММАНУЭЛЬ ПО ИМЕНИ СИЛЬВИЯ


««« »»»