СВЕТСКИЕ УБИЙСТВА

“Когда сказать нечего, всегда говорят плохо”, – утверждал Вольтер. По мне, блестящий тезис, иллюстрирующий “НовоВзглядовскую” концепцию светской хроники. (О ней, нелюбезной, шла речь в колонке “Рыбный синдром”, “НВ” № 20). Собственно, “Новый Взгляд” был несомненным пионером на тернистом пути “бульварного жанра”. Журналистка Мухина, нажившая головную боль и прочие неприятности на разборках с телезвездами и гигантами Тусовки, вынуждена была уволиться из еженедельника (тогда, будучи органом телекомпании ВИД, наша газета звалась просто “Взгляд”) и эмигрировать в Германию.

Вслед за этим двинул собой процесс национального размаха – по проложенной нами дороге двинули маститые пресс-гиганты, обходя обугленные трупы погибших на нервном поле светской хроники. Ее, хронику эту, теперь не задушишь, не убьешь. Она сама убить может. “Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова” (Кальдерон). А Франс писал: “Нет магии сильней, чем магия слов”.

Мудрая Алла Борисовна поняла это отчетливо и несомненно. Ее блиц-брак с рослым симпатягой Киркоровым доказал эффективность раскрутки такого рода: не создав за последние годы НИ ОДНОГО хита, Пугачева остается на устах у всех как истинная легенда, непотопляемая никакими торпедами музкритиков. Думаю, что успех великосветского тандема не сможет повторить никакая другая сладкая парочка. Во всяком случае альянс хитрого Бари Алибасова и осторожной Федосеевой-Шукшиной ни в какое сравнение не идет со скандалом вокруг экспресс-романа Аллы-да-Филиппа. Сколько бы об этом ни говорили. Ведь, как утверждал Белинский, “дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится”. И еще: “Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия на словах” (Смайлс). Быть может, отдача от эстрадного супер-романа поэтому бала столь ударна?

Журнал “Пари Матч” отмечает: посещаемость кинозалов продолжает падать во многом потому, что сильную конкуренцию кинозрелищам составляет так называемая светская хроника. Которая заключается не только в заученном перечислении вечеринок, но и в подробных репортажах (как телевизионных, так и газетно-журнальных) о любовных (и не только) похождениях известных людей.

Допустим, тот же “Пари Матч” посвящает большую статью тому, что модная фотомодель и манекенщица Клаудиа Шиффер целый год тусовалась повсюду в компании наследного принца Монако маркиза Альбера де Бо. В статье подробно описывается, как юная немецкая провинциалка из Дюссельдорфа благодаря своему немалому росту (180) была замечена в дискотеке представителями агентства “Метрополитен”. И сделала блестящую карьеру.

Журналисты прекрасно знают, что за этими “подлинными” историями читатели и зрители следят, затаив дыхание, потому что им кажется, что это настоящие свадьбы, разводы, сцены, примирения и т. д. Потребители журналистской продукции, как правило, даже не подозревают, что иной раз эти любовные разборки от начала до конца придумываются (для саморекламы). Самими знаменитостями. Или их импресарио. Умница Жириновский освоил жанр самораскрутки превосходно. И журналисты всех стран ему усердно в этом помогают. (Полагаю, что ни у кого не вызывает сомнения: контр-вью Вольфовича с нижегородским губернатором в новой передаче Александра Любимова “Один на один” – самый впечатляющий хит отечественного ТВ с момента создания последнего. Любопытно, что Немцов принес в студию – как козырную карту – не многочисленные околополитические труды лидера ЛДПР, а его интервью, напечатанное в “Плейбое”! И кульминацией беседы двух государственных мужей стал в итоге не спор о будущем державы, а перебранка по поводу сифилиса, коим едва ли не болен кандидат на президентский пост).

Секс-скандалы, естественно, тоже никому еще не убавляли популярности.

Так, в шестидесятые годы бурный роман нищего и малоизвестного Алена Делона и молодой актрисы Роми Шнайдер сделал их обоих “звездами” без особых успехов в киноремесле. Эта любовная интрига была точно и прекрасно срежиссирована. Статьи в газетах следовали одна за другой. Года не прошло, как их уже знала вся Европа. И до сих пор никто не может установить, был ли у них роман на самом деле? Или это гениальная придумка их ловких менеджеров?

По-бюргерски сытенькое население туповатой и одряхлевшей Европы так же – затаив дыхание – следила, появится ли на великосветской тусовке Клаудиа Шиффер в сопровождении рассеянного принца Альбера или нет. Ведь своего предыдущего жениха (американского манекенщика) красотка уже бросила. Однако ответит ли положительно на ленивое предложение руки и сердца лысоватого наследника княжеского престола, было неизвестно. Теперь волнуются: бросит ли она своего очередного ухажера – фокусника Коперфильда. И вот народ вновь гадает, пожертвует ли удачливая дылда своей безмятежной карьерой ради роскошного замужества. Или, как в свое время соблазнительная Бриджит Бардо, заносчиво будет от всех воротить нос. И – подобно Б. Б. – незаметно состарится в дремучем одиночестве.

“Новый Взгляд”, замечу, не печет скандалы (даже публикуя интимную фотографию другой топ-модели – Наоми Кемпбэл с красивым московским миллионером); просто газета выбирает такой ракурс, что скандальное вырисовывается в повседневном и макабрическое в печальном. Здесь права была Марина Леско (см. ее “Макабр” в прошлогодних весенних №№ “НВ”).

Именно на размытом стыке вымысла и реальности рождается, похоже, новая проблема. Народу, очевидно, мало сказки, похожей на правду, ему нужно ощущение истинности и сиюминутности происходящего. Светской хроники для этого не всегда достаточно. Хотя, если верить Маяковскому (слывшему героем тогдашней Тусовки) “Слово… – мастер дивных див”. Этот же поэт-тусовщик утверждал: “Слово – полководец человечьей силы”. И куда же, тем не менее, двинется масс-медиа? Угадать несложно…

Любовь к спортивным состязаниям, помимо азарта, также содержит в себе нескромное желание увидеть глубокую настоящую эмоцию спортсмена, который, допустим, выиграл олимпийскую медаль или, напротив, упустил ее в последний момент.

Ведь это реальное счастье. Или – трагедия. Трагедия человека, для которого, возможно, все было поставлено на карту. Очевидно одно: спрос рождает предложение. Видимо, в XXI веке телевизионная программа будет состоять из новостей спорта, просто новостей и светской хроники (т. е. – из реальной жизни несчастных знаменитостей, которые вообще будут лишены права на личную жизнь). Кстати, это и предвещал самый эротически привлекательный из советских рокеров Константин Панфилов (известный фанатам “Алисы” как Костя Кинчев): “Время менять имена!” Иначе светская хроника может ранить или убить. Ирвинг: “Острый язык – единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее.

ЕВГЕНИЙ Ю. ДОДОЛЕВ,

Главный


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОРИЕНТАЦИЮ НЕ ПОТЕРЯЛИ
Ю.А.: К ЭПОХАЛКЕ СПРАВИЛ УДАРНУЮ УСТАНОВКУ ЗА… ШТУК
ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ
ВАДИМ БАЙКОВ: Я ЧЕЛОВЕК НЕАМБИЦИОЗНЫЙ, НО ЭТО КАК ПОСМОТРЕТЬ…
АНАТОЛЬ ДОМАН – ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
НУ ЧТО ВАМ РАССКАЗАТЬ ПРО “КИНОТАВР”?
“СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ”: СПОРИМ, ЧТО БЕЗ НАС ВАМ БЫЛО ХУЖЕ?
КУШАНАШВИЛИ ИДЕТ НА ТАРАН
ОСЬКА РАЗМЕНЯЛ ЧЕТВЕРТНОЙ


««« »»»