Правда Русского Зарубежья

Прошедшая осень принесла с собой череду кинофестивалей: устремленный в будущее «Завтра»/Tomorrow, отстаивающий нравственные христианские идеалы «Золотой Витязь» и уже под ноябрьский аккомпанемент «Русское Зарубежье». Тогда, в семнадцатом, единая страна раскололась на два воинствующего лагеря. Отсюда пойдет отсчет русской эмиграции, не признавшей новых властителей своего Отечества.

Об этих людях, оказавшихся не по своей воле на чужбине, большинство из которых так и не нашло себя в чужом укладе, чужой культуре, ставшими неприкаянными, лишними, никому не нужными – ни стране, приютившей их, ни далекой горячо любимой Родине, повествует Международный кинофестиваль «Русское Зарубежье». Проходит он, конечно же, в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. В этом году фестивалю исполнилось три года. Возраст вроде бы детский, но кинофорум в это очень непростое время встал на ноги, окреп, твердой походкой шагает вперед.

Ржавчине кризиса не подвержены желания и мечты. Мы желали, чтобы наш фестиваль жил, и все, в конце концов, решили наши сердца, – сказал на открытии президент фестиваля кинорежиссер Сергей Зайцев (на фото).

В течение фестивальной недели зрителям было показано шестнадцать документальных фильмов и шесть игровых, среди которых «Ностальгия по будущему» (Россия) – сценарий Виктора Добросоцкого, «Последнее пристанище» (Великобритания) Павла Павликовски,  «Сезон туманов» (Россия) Анны Чернаковой, «Первый Русский» (Россия) Владимира Левина и «Перестройка» (США) Славы Цукермана (подробно о фильме и его создателе мы рассказали в “МП” за 20 ноября. – Ред.). И каждый из них открывал какую-то свою грань русского Зарубежья. Здесь были фильмы из Израиля, Америки, Франции… И все они о ностальгии, о том, что для русского человека есть Россия, о крепкой связующей нити с Родиной, о корнях, о вечной памяти и любви.

Главный приз в конкурсе неигровых фильмов был присужден картине «Анастасия» режиссера Виктора Лисаковича. Главная героиня – Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн была свидетелем исхода Черноморской эскадры Русского Императорского флота из Крыма в 1920 году. Ее рассказ о судьбах русских моряков, оказавшихся в Тунисе, об их верности России и представляет собой сюжетную сторону фильма. Анастасии Александровне сегодня 97 лет.

Энергетика этого человека неисчерпаема. Потрясающая женщина! Она может не один час читать наизусть стихи Туроверова. Анастасия Александровна появляется на экране не первый раз, но, думаю, режиссеры будут делать о ней новые картины, – поделился г-н Лисакович.

Главный приз в конкурсе игровых фильмов достался картине «Сезон туманов» Анны Чернаковой. Стильная работа, сдержанно-точная в деталях, лаконичная и абсолютно самодостаточная. Жанр – мелодрама. Сюжет кажется простым: русская женщина Марина, выйдя замуж за англичанина Грегори, живет в английской деревне, работает парикмахером. Ее писательская карьера оборвалась, не успев начаться. И вот она случайно встречает музыканта Сашу, а вместе с ним в ее жизнь врывается буря чувств и стремление обрести себя.

Недаром исполнитель главной роли в вышеназванном фильме Сергей Чонишвили признан лучшим актером. Лавры лучшей актрисой достались Екатерине Васильевой за роль в фильме Андрея Разенкова «Кромовъ».

За выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства народному артисту России Николаю Караченцову была вручена Медаль имени Михаила Чехова, учрежденная в 2008 году Домом Русского Зарубежья и киностудией «Русский путь».

Приятным сюрпризом для зрителей оказался вечер, посвященный 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в котором приняли участие Андрис Лиепа и художница Анна Нежная, возродившая вместе с мужем Анатолием Нежным идеи легендарных художников – Льва Бакста, Александра Бенуа и Александра Головина для спектаклей Дягилевского репертуара, которым через сто лет дал новую жизнь А.Лиепа.

Что для меня «Русские сезоны»? Это часть истории нашей страны и часть истории моей семьи, – говорит Андрис. – Отец в 60-е годы начал восстанавливать один из спектаклей Михаила Фокина «Видение Розы». Работал он над ним восемь лет. Миниатюра длится двенадцать минут. Спектакль перешел мне по наследству. Когда-то это был шедевр, которым Дягилев поразил парижскую публику. Дягилевская антреприза была совершенно уникальным явлением, т.к. до него спектакли не вывозились, а существовали только стационарно. Сейчас даже представить невозможно, как Сергей Павлович погрузил в поезд артистов, статистов, хор, оркестр – и все это отправилось в Париж. Какого масштаба акция! Его поступок можно сравнить только с подвигом Петра I, который прорубил «окно» в Европу.

Андрис Лиепа знакомит с «Русскими сезонами XXI века» не только столицы мира, но и нашу родную глубинку, вывозя спектакли в провинцию. В ближайшее время спектакли «Жар-птица» и «Шахерезада» смогут увидеть зрители Ярославля и Рязани.

На закрытии кинофорума «Русское Зарубежье» выступил председатель жюри игрового кино народный артист Геннадий Полока, дав в концентрированной форме оценку процессам, протекающим в мировой культуре:

Сейчас происходит явление уникальное. Русская нация, которая долгие десятилетия была разбросана по самым крайним уголкам земного шара, начинает сближаться. Люди уже не так держатся за политические пристрастия. Их объединяет нечто большее: раздумья о будущем Отечества, в котором они родились, учились, жили. Я поездил по многим фестивалям и нигде не видел такой жажды общения, такого стремления к близости, как среди русских людей, которые не только эмигрировали, но которые уже и родились в эмиграции, но сохраняют национальную привязанность. Люди из России, кто бы они не были по национальности, где бы они не жили – остаются русскими людьми. Это удивительная публика. Я желаю им всем счастья. Нам надо быть вместе!

Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рок-концерт в честь юбилея
Новое лицо «Парка Горького»
«Белый орел» прилетит в январе
Москва поэтическая
Дитер и Томас: Встреча чуть не состоялась!
Премьера с трагическим концом
Дед Мороз оказался горячим
Степень свободы слонов


««« »»»