«Ночной продавец»: маньяк выходит в полночь

На днях состоялся Пресс-показ фильма «Ночной продавец» (Россия, 2004). Режиссер – Валерий Рожнов, в ролях: Виктор Сухоруков, Андрей Краско, Ингеборга Дапкунайте, Вячеслав Разбегаев, Андрей Мерзликин, Спартак Мишулин и др.

В одну из летних ночей на свое первое ночное дежурство в круглосуточном магазине заступает студент (Павел Баршак), подрабатывающий продавцом. В это время на охоту выходит маньяк (Виктор Сухоруков), который заковывает своих жертв в наручники и режет их на куски. Пути студента и маньяка пересекаются, и они неожиданно меняются местами. Маньяк, как добропорядочный гражданин, умирает от сердечного приступа, а студент берет в руки нож и приступает к его разделке.

Комедия – жанр трудный, можно даже сказать, невероятно трудный, поскольку сделать ее по-настоящему смешной и не слишком глупой под силу далеко не каждому. В этом плане легче всего приходится лирическим комедиям, поскольку чувства и отношения людей – материал благодатный как для зрительского смеха, так и для серьезных переживаний. Неплохо удаются комедийные боевики: в них можно рассмешить диалогами, а заинтересовать достойным экшном. Но создатели «Ночного продавца» не пошли по этим простым путям и сделали комедию «черную». Конечно, над чем еще смеяться, как не над сексуальным маньяком, умирающим в момент совершения преступления от сердечного приступа? Можно похихикать над студентом-бедолагой, вынужденным потрошить маньяка мясницким ножом, чтобы достать у него из живота ключ и освободить жертву из наручников. С тем же успехом можно посмеяться над сыщиком, безуспешно разыскивающим маньяка в двух шагах от места, где совершается кровавое действо. Глупо? Да, зато смешно. Смешно и нисколечки не страшно.

На самом деле «черный» в картине только «маньячный» сюжет, во всем остальном «Ночной продавец» – классическая комедия положений. Поменяв местами маньяка и его потенциальную жертву, создатели картины убили сразу всех зайцев, которых только можно. Во-первых, такой фильм не нуждается в зрелищности – действие ленты можно ограничить круглосуточным магазином и подсобкой, и этого будет более чем достаточно. Во-вторых, комедия положений содержит в себе небывалый простор для смешных диалогов, на которые и сделали акцент создатели фильма, и надо заметить, диалоги получились весьма удачными. Ну и, наконец, при просмотре подобной ленты зритель никогда не потеряет сюжетную нить и не запутается в именах героев. Собственно, никаких имен у них и нет – только роли, которыми они время от времени меняются: Продавец, Маньяк, Жертва и Сыщик.

Единственный подводный камень этого жанра, на который создатели, как водится, с треском и грохотом напоролись, – риск впасть в примитивизм и то, что у нас презрительно называют «американщиной». И того, и другого в «Ночном продавце» обнаружилось в избытке, начиная от плоской упрощенности характеров персонажей и заканчивая повторами и проигрыванием одних и тех же действий на разные лады. Впрочем, авторы «Продавца» и здесь имеют шансы оправдаться: достаточно лишь сказать, что их фильм – это всего лишь стеб над голливудскими триллерами, в избытке поставляемыми на российский кинорынок, как им немедленно будет выдана полная индульгенция на все глупости и несуразности картины.

Тем более что картина получилась и вправду веселая – тем удалым, отмороженным, безумным весельем, присущим, как правило, только отечественным фильмам. В целом «Ночной продавец» – один из немногих российских фильмов, за чью прокатную судьбу можно не волноваться. Фурора он не произведет, но свои причитающиеся миллионы он соберет, и соберет честно, не разочаровывая зрителей.

Евгения ЧАЙКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

А никто и не держит!
Настраивайтесь на позитив


««« »»»