Современный миф о главном

Рената Литвинова, для которой «Богиня: как я полюбила» (Россия, 2004) – дебют в жанре «полного метра», выступила в проекте сразу в четырех ипостасях: сценарист, режиссер, сопродюсер, исполнительница главной роли. Кроме того, в фильме снимались актеры: Светлана Светличная, Максим Суханов, Константин Хабенский.

Жанр ленты Рената Литвинова определила как детектив с элементами триллера, переходящий в мистическую сказку. Уже из названия картины ясно, что основная ее тема – любовь, в которой нуждается каждый. Понятие «любовь» трактуется автором как сила, связующая жизнь и смерть, сон и реальность, единственный смысл всего. В противовес античным мифам, в которых влюбленные боги уподобляются людям и теряют свое главное «преимущество» – бессмертие, Рената пытается убедить нас в обратном: благодаря любви человек вырастает до уровня божества.

Главная героиня фильма – милиционер Фаина (Литвинова). У нее есть поклонник Николай – сослуживец по работе, но Фаина не воспринимает его ухаживания всерьез:

– Я вообще одинокая. Что есть, что нет, один только Коля и заметит; погорюет, погорюет – и женится на новой девушке.

На работе Фаина уже больше года расследует пропажу девочки. Выясняется, что ребенка похитила семейная пара, желая наказать ее отца, случайно переехавшего машиной их болонку. Говорят, в 80-х действительно проходил процесс по подобному делу. Конечно, интерпретацию Ренаты Литвиновой криминальной хроникой не назовешь – «дело о похищении» больше напоминает «детскую страшилку». Во сне к Фаине приходит умершая мама (ее играет Светлана Светличная), с которой они разговаривают.

Через сентиментальную трогательность, характерную для творчества г-жи Литвиновой, веет трагическим мироощущением. Мертвые жалеют живых, а живые стремятся к мертвым. Суицидальных примеров в сюжете несколько. Полосуев (герой Константина Хабенского) так объясняет причину своего отчаяния:

– Молодость прошла, и это тело никогда не ело вкусно, не спало, не загорало, а только мерзло и ходило под дождем.

Оппозицией этим словам звучат реплики, брошенные потусторонними героями, – что-то вроде: «Здесь озера теплые. Жители ходят молодые, я вся молодая. Я здесь целуюсь. Я в жизни мало целовалась». В общепринятом понимании ни одну героиню «Богини» красавицей не назовешь (они далеки от затертого эксплуатацией образа юной модельки): режиссер Литвинова не стремится их приукрасить, напротив, заостряет внимание на их физическом своеобразии. Увядшая молодость женщины за счет внешних атрибутов (макияжа, одежды) показана очень смело, с максимальным приближением камеры изучается каждая морщинка на теле, словно это какой-то зашифрованный код, который должен считываться. Картина получилась весьма стильной.

Некоторые планы напоминают фрагменты фотосессий из модных журналов: вызывающий мейк-ап, поиск эстетства в антураже, лишь отдаленно напоминающем реальность, причудливые для сегодняшнего времени предметы гардероба, профессионально выставленный свет. Это настоящий город женщин: женских образов очень много. Их объединяет актерская игра в стиле «а-ля Рената Литвинова»: все говорят и двигаются, как сама дива.

Екатерина НАСЕДКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Человек из Кемерова
«Агата Кристи» – «Триллер, часть 1»


««« »»»