В поисках наследников Магомаева

Рубрики: [Музыка]  

На сцене концертного зала Крокус Сити в Москве прошел II Международный  конкурс вокалистов имени великого певца Муслима Магомаева. В этом году в нем принимали участие 18 конкурсантов из 10 стран (России, Бело­руссии, Азер­байджана, Грузии, Узбе­кистана, Украины, Монголии, Северной Кореи, Германии и США).

Этот Международный конкурс вокалистов предстал полноценным концертом, занимающим 2 дня, в первый день которого певцы исполняли привычные им оперные и эстрадные произведения, во второй – песни и арии исключительно из репертуара народного артиста СССР Муслима Магомаева. Организатором, вдохновителем и душой конкурса была вдова великого певца, бережно продвигающее его наследие, народная артистка СССР Тамара Синявская. К этому концерту собралось звездное международное жюри, куда вошли ведущие оперные солисты, выдающиеся деятели искусства, музыканты из разных стран: народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Елена Образцова, известная латвийская и российская эстрадная певица Лайма Вайкуле, пианист, народный артист СССР и Азербайджана, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли, народный артист России, художественный руководитель театра «Геликон-Опера», профессор Дмитрий Бертман, художественный руководитель итальянской Академии оперного искусства Винченцо де Виво. Председателем жюри была, разумеется, знающая и понимающая творчество великого Магомаева лучше всех – Тамара Синявская.

В конкурсе имени Муслима Магомаева принимали участие молодые, но уже состоявшиеся певцы – это позволяло рассчитывать на то, что конкурсанты не будут стараться подражать своему кумиру, а будут предлагать со сцены что-то свое. Предельный возраст конкурсантов до 35 лет. Конкурс–концерт проходил в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева при прямом участии художественного руководителя и его главного дирижера – заслуженного деятеля искусств России, композитора Александра Клевицкого, которому помогал приглашенный дирижер – заслуженный артист РФ   Александр Поляничко.  В первый день исполнялись произведения мировой оперной классики, а также песни из популярного эстрадного репертуара и ариетки из мюзиклов. Из 17 исполнителей зрителям и слушателям трудно было отдать кому либо предпочтение – реакция зала порой шла вразрез с оценками весьма квалифицированного жюри. Восторг публики вызвала эксцентричная манера исполнения классического жанра афроамериканской певицы из США Денни Хилл, поющей сопрано. Но, к сожалению, оценки жюри не позволили зрителям узнать ее вкус, услышать на следующий день, как звучат в ее исполнении хиты Магомаева. Не так оценило жюри, как зрители и певицу из северной страны Утренней Свежести Ким Сон Ми, которая, в соответствии с идеями чучхэ, трогательно, мелодичным голоском, размышляла: «Как на свете без любви прожить?» Но строгие, принципиальные судьи «на тот большак, на перекресток» ее уже не пустили. И не узнали зрители, какая любимая песня у земляка певца, чьим именем назван конкурс – у Хайяма оглы Мустафа задэ… А вот монгольского певца Буяндалая Жавкхлантогса не выручила даже великая песня, часто исполняемая самим Маэстро, его, можно сказать, гимн – «Элегия». Монгольский певец чисто выговаривал слова стихов Николая Добронравова, тембр его баритона был близок к магомаевскому, но качество исполнения этой элегии судьи оценили минимальными баллами – 30 и дальше он не прошел…

Но с самого начала определились лидеры – будущие лауреаты. Восторженно встречали зрители и неизменно высоко оценивало жюри конкурсантов и в первом, и во втором туре, не снижали судьи высоких оценок и в заключительный день. Так баритон Владимир Больдт из Германии, получивший третью премию вместе с россиянкой Ириной Костиной, отставал на три балла от Татьяны Закировой и Хайяма Мустафы заде, получивших за исполнение классики по 40 баллов. Но затем Больдт покорил слушателей и жюри исполнением эстрадной песни, давшей ему на 10 баллов больше, а на следующий день исполнением «Неаполитанской песни» еще более упрочил свое положение. Ирина Костина начала высоко и ровно – в первый день она получили по 43 балла за эстрадную песню и каватину из «Севильского цирюльника». Во второй день она опять выступила так же ровно и получила за «классику» и «эстраду» по 38 баллов и не уступила Владимиру Больдту.

Заключительный успех глазастой красавице принесло «Испанское болеро», которое Синявская и Магомаев некогда пели дуэтом, и трогательный романс «Скажите девушки подружке вашей». Получивший вторую премию Анатолий Сивко из Белоруссии после первой классической «Неаполитанской песни» обозначил свои претензии на третье место 45 баллами. Проникновенное исполнение «Заклинания» на слова Евтушенко принесло ему, неожиданно для зрителей, всего лишь 39 баллов. Но во второй день ария Алеко, давшая ему 43 балла, вывела на третье место, откуда он уже не сошел, получив еще 44 балла за последнюю, эстрадную песню.
Два певца, получившие безоговорочное признание высокого жюри, с самого начала обозначили отрыв от группы остальных претендентов. Действительно, остальных конкурсантов, вошедших в десятку дипломантов, разделяли в первый день считанные баллы. Дамир Закиров из Татарстана с 87 баллами шел на третьем месте, вместе с Ириной Костиной опережавший и Сивко, и Больдта, и Владимира Целебровского (Россия), имевших одинаковое количество баллов – 84. У замыкавшего десятку Александра Киреева из Украины, вдохновенно исполнившего «Мелодию» Магомаева и арию Яго из оперы «Отелло», было 79. Но баритон Сергей Плюснин (Россия) с самого начала обозначил высокую планку, ниже которой и не опускался оба дня. За первое классическое исполнение он получил 49 баллов, выше которых смог подняться лишь победитель конкурса. За эстрадную песню он получил еще 47 баллов, а во второй день заработал еще больше, чем в первый. Стоит отметить, что он удачно рискнул с двумя «фирменными» вещами великого Муслима. Он прекрасно исполнил каватину Фигаро из «Севильского цирюльника», оцененную жюри в те же 49 баллов и закрепил успех песней Магомаева «Судьба», принесшей ему 48 баллов и первую премию конкурса.

Выше всяких похвал было выступление молодого узбекского певца Женисбека Пиязова. Его чарующий голос, легко позволяющий переходить с баритона на бас, покорил всех сразу. Ему единственному жюри ставило оценки выше 50 баллов. Второе его исполнение – эстрадной песни – заставило всех судей единогласно поставить ему десятки – он получил абсолютно высший балл. Он роскошно спел арию дона Базилио из «Севильского цирюльника» и знаменитую, в исполнении Магомаева, песню «Верни мне музыку» Арно Бабаджаняна. Без обиды для остальных лауреатов конкурса, этот узбекский певец – настоящее открытие конкурса. Он и манерой, и даже внешне напоминает великого артиста. Кажется, у Магомаева появился достойный продолжатель его искусства. Чтобы подчеркнуть его превосходство, скажем, что он получил за 4 исполненных музыкальных произведения 226 баллов (по 113 в каждый день). У следующего за ним – лауреата первой премии Сергея Плюснина – 193 балла. Подчеркивая уникальность победителя жюри международного конкурса имени Муслима Магомаева единогласно решило присудить Женисбеку Пиязову Гран-при (на предыдущем конкурсе этот приз не присуждался). Высокое мастерство лауреатов конкурса отмечено и денежными премиями, которые должны помочь в дальнейшем становлении мастерства этих замечательных артистов. Первая  премия принесла лауреату Золотую медаль и 20 000 долларов Вторая премия — 10 000 долларов и третья – 5 000 долларов США. Кроме них, наиболее выдающиеся исполнители получили дополнительные призы. Приз «Симпатия зала» достался Владимиру Целебровскому. Еще один специальный приз «За органическое сочетание классической и эстрадной манеры пения», который учредила радиостанция «Орфей», был вручен Ирине Костиной.

Николай АДАМОВ.

Фото автора.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»