«Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка

Рубрики: [ТВ]  [Фейсбук]  

Опять меня сегодня мучила бессонница, но Дебатов на Дожде на этот раз смотреть не стал, зато посмотрел шесть серий подряд «Жизни и судьбы» Сергея Урсуляка – зрелище не сильно более художественное. Сериал этот сейчас идет по телевизору, о нем говорят, я чувствовал себя выпавшим из контекста, но слава торрентам, с их помощью удается следовать завету Ахматовой – я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.

Побывав ночью с народом, решил поделиться впечатлениями, но сначала почитал коллег. Радзиховский в своем блоге на «Эхо Москвы» сравнивает фильм с романом Гроссмана и пишет, что у создателей экранизации Анна Каренина не бросается под поезд. Не совсем точная метафора. Правильней было б сказать: Анна Каренина не изменяет мужу. Главное в романе Гроссмана – тождество советского и немецкого фашизма – из фильма Урсуляка исчезло напрочь. Понятно, что телевизор ему такого не заказывал и даже тень этого никогда бы не пропустил. Гроссман, из которого, как рак и метастазы, аккуратно вырезали весь смысл, повис где-то с боку бессильной тряпочкой, а на экране возник классический советский фильм про ВОВу в жесткой стилистике ВОВ-нуар.

Но исчезнувший смысл за себя отомстил – нет ни образов, ни характеров, потому что нет внутреннего развития, есть какие-то маски, хуже или лучше сыгранные, все ожидаемо и предсказуемо, как в трэше, на первый план выходит сам жанр в траншее по шею. Роман все же полностью не уничтожен, он торчит обрывками веревок, но идущая от него нудная повествовательность, как полагается в жанре, нашпигована кульминациями, и хорошо, если кого-нибудь убьют; иначе это просто монтаж эмоций, драматургически не обеспеченных, поэтому за кадром безостановочно звучит музыка: Бах, Вивальди и примкнувший к ним композитор Василий Тонковидов работают и за сценариста, и за постановщика, звуковым допингом взбадривая содержательные пустоты.

Даже не знаю, что к этому добавить. На openspace висит обширная рецензия Антона Долина, из которой можно узнать, что это эпохальное произведение, равных которому уже не было несколько десятилетий. Такие дела.


Александр Тимофеевский


Оставьте комментарий



««« »»»