Акваланги на дне

Рубрики: [Кино]  [Фейсбук]  

Вчерашним телевизионным вечером шарился по каналам, никуда не пойдя из-за образовавшейся лёгкой сопливости. Не сказать что программное меню баловало разносолами, но моему непритязательному вкусу вполне потакал выбор между боевиками с Джейсоном Стэтхэмом “Перевозчик-3″ и “Адреналин”. Последнее время этот брутальный товарищ успешно представляет на больших экранах нас, лысых, изрядно потеснив бывших блестящеголовых кумиров – Брюса Уилиса, Говорухина и Федю Бондарчука. Но наткнувшись в программе на “Акваланги на дне”, зачем-то сам себя обманул, поведясь мыслью на желание “просто посмотреть как выстроен второй план в кадре у режиссёра Шерстобитова”… А сам, тайно от себя самого возмечтал вспомнить, как томно отзывались во мне, сорок с лихуем лет назад, слова главной юной героини о герое: “Теперь я его уже никуда одного не отпущу…”

Наверное, у современных мальчишек шести-семи лет отроду фильм этот вызовет сплошное недоумение – ходульная игра актёров – и взрослых и детей, нарочитая жизнерадостность каждого кадра… А людям нашенского времени этот фильм открывал края горизонта, одаривал первыми эротическими фантазиями и первым же, пусть экранно-издалека, знакомил с морем. Вообще ознакомительных с жизнью фильмов в наше время было совсем немного. Ну, согласитесь – “Молодая гвардия” и “Чапаев” знакомили с какой-то уж особой частью жизни, как таковой реальной жизнью и не являющейся. Хотя, современные мальчишки, кажется, живут в остром дефиците поступления в организм таких замечательных ингредиентов, как пионерский задор и вообще патриотизм. К фильмам же формировавшим юношеское сознание моего поколения, доживающего свой век в промежуточном статусе олигархов средней руки и деклассированных элементов, можно причислить “Неуловимых” Кеосаяна, да “Человека амфибию” по Беляеву. Съёмки последнего, кстати, родом из тех же самых мест, которые я так недавно посетил – Крым.

“Акваланги на дне”, помнится, периодически появлялись на от руки намалёванных рекламных щитах у кинотеатров моего города, наверное, добивая до плановой выручку облкинопроката. И следуя иезуитским хитростям кинопрокатчиков, я впервые прогулял школу классе во втором, именно смотря этот фильм в курском кинотеатре им. Щепкина.

Телевизоров в то время не водилось не то что в каждой комнате, а и не в каждом многоквартирном доме. Так что с Жаком Ивом Кусто довелось повстречаться почти через десятилетие. И “Акваланги” были, пожалуй, самым первым знакомством с морем. Мутноватая вода у Меганома в фильме манила крабами и острым желанием помочь погранцам сберечь сереты Родины. В ту пору сотрудники КГБ никак не ассоциировались с нынешним “кровавым режимом” и ответ карикатурно высвеченному стиляге на вопрос – а надо ли идти в автозак с поднятыми руками, казался милой искромётной шуткой – “топай уже…” Несуразным сегодня показалось бы и желание помочь погранцам в задержании нарушителя границы, так естественно и кинематографически искренне выраженное группой туристов…

Фильм может показаться наивным и насквозь придуманным, но моё поколение на нём произростало. Вопреки задумке авторов, саркастически вживившим в лексикон стиляг диессидентское обращение “старик”, фильм ввёл моду и на шляпы, типа самбреро и на баулы – псевдо спортивные сумки через плечо. Сам выклянчил себе покупку такой у бабушки классе в четвёртом – к нам в Курск мода из Москвы добиралась с опозданием в год-два и на столько же приобретение это задержалось финансовыми возможностями. Само направление жизни “стилягами” тоже было отчасти привнесено именно этим фильмом. Кстати, моду красить волосы в блондинов жители курских слободок почерпнули тоже, наверное, из этого кино.

А ещё фильм заразил меня детской мечтой о кино и задал наивную картинку кинопроизводства – море, солнце и добрый дяденька-режиссёр с мегафоном. Хотелось сниматься, но не главным героем – слащавеньким блондинчиком, а именно дублёром…, нырять, плавать и помогать пограничникам. Кстати, попав в кино, ни разу не сподобился оттопыриться под жарким солнышком – фильмы, которые я организовывал всегда снимались во внесезонье, море было холодным, а дяденьки-режиссёры сердитыми.


Карл Шуман


Оставьте комментарий



««« »»»