Живопись

Рубрики: [Мнение]  [Фейсбук]  

Из всех видов творчества живопись – наиболее загадочная деятельность человека. Заполняя ровную белую плоскость красками, художник в этот момент уподобляется Создателю. Он фокусирует мир своего сознания в пространство будущей картины и сочетанием красок воссоздает предметы, которые приобретают символическое значение.

Эта символика изображения, в которой закодированы мысли и чувства художника, имеет очень мало общего с объектами реального мира, который нас окружает. Исключительно внешнее формальное сходство, т.е. букет сирени на картине не является подобием или отражением реального букета сирени. Даже если художник работает в реалистической манере, то, что он изображает на картине, является не репликацией существующего объекта, а частью абсолютно нового пространства, которое до него не существовало.

Все вышесказанное относится только к настоящим художникам, а не к декораторам, в которых, к сожалению, превращается все больше и больше современных живописцев. Прежде, чем стать художником, человек сначала должен стать личностью, иначе живописные объекты, которые он создает, не приобретают символического значения и, следовательно, не являются предметами искусства. Во время работы художник должен наполнить их своим внутренним миром.

Освоение технических приемов в изобразительном искусстве является только первым шагом в процессе формирования настоящего художника. Многие останавливаются, сделав этот первый шаг, и, таким образом, пополняют армию декораторов. А декоратор с эстетической точки зрения намного хуже фотографа, так как он создает на холсте эмоциональную и смысловую пустоту, в которую, как в воронку затягивается сознание зрителя. В отличие от художника, который дарит зрителю выстраданный им смысл и эмоциональный опыт, взаимодействуя с реальностью, декоратор все забирает у нас и возвращает в искаженном виде, как отражение в затуманенном кривом зеркале.

Декоратор не только уродует изначально совершенное пространство картины, но и крадет наше сознание. Пустота, скрывающаяся за изобразительной фактурой любой декоративной живописи, гипнотизирует зрителя. Но продолжительность этого «гипноза», когда сущностная пустота картины декоратора втягивает в себя сознание зрителя, ограничивается временем разглядывания картины и исчезает в момент переключения внимания на что-либо другое. Причем, в данном случае не остается даже художественного воспоминания и эстетического послевкусия. После посещения выставки декоративной живописи в душе у зрителей возникает вакуум, вызванный отсутствием смысла и символики в живописи декораторов.

Отсутствие подсознательного смысла, который выражается в отсутствии тайной и явной символики, отличает декоративную живопись от живописи, воспринимаемой, как искусство. Настоящие художники всегда подсознательно кодируют пространства своих картин символами собственного мироощущения и миропонимания. А зрители, так же подсознательно, расшифровывают смысловые коды художника. Процесс разгадывания художественных смыслов напрягает и возвышает не только сознание человека, но и его душу. Возможно, этот процесс художественного восприятия живописи и является основной миссией современного искусства после того, как религия ушла из жизни современного человека.


Андрей Подкидышев


Оставьте комментарий



««« »»»