Жаркое лето 1972 года

Рубрики: [Музыка]  

«Високосное лето» появилось жарким летом 1972 года… Над Москвой висел сводящий с ума смог – за кольцевой дорогой горели торфяные болота. Дышалось с трудом. В прямом и переносном смыслах… («Легенды русского рока», М.: Леан, 1999).

С появления легендарного «Високосного лета» прошло уже ни много ни мало 40 лет. Оглядываясь назад, вполне можно сказать, что подобного на тот момент еще не было, просто потому, что это был другой рок.

Стоит напомнить, что большого успеха группа достигла в своем «золотом» составе: СитковецкийКельмиКутиковЕфремов, сформировавшемся в 1974 – 1975 гг. Именно этот состав увлекся группой Slade, сумев завоевать публику и затмить популярную «Машину времени».

«Високосники» сумели сделать уникальной даже программу своих выступлений, которая состояла из несвойственных никому трех отделений: сложных композиций, рок-оперы и развлекательного. Пальма первенства, несомненно, принадлежала «Високосному лету» в театрализации рок-действа, когда коллектив собственными силами поставил по мотивам древнегреческой трагедии «Прометея прикованного» и, что немаловажно, смог впечатлить московских зрителей не только музыкально и исполнительски, но и композиционно.

Конечно, несложно было заметить, что эта группа в музыкальном плане никогда не стояла на месте, наполняя свой репертуар от стандартов хард-роковых до арт-рока. И в техническом были нововведения: первые использования на выступлениях стробоскопов.

Также «високосники» одними из первых вполне удачно воспользовались малопопулярной в отечественном роке практикой приглашения автора стихов со стороны, которой оказалась Маргарита Пушкина. Кстати, именно у нее когда-то получилось довольно полно и емко охарактеризовать музыкантов: «Второй такой группы, как «Високосное лето», в Москве не было. Стоящая в стороне от вечных вопросов, вот уже несколько поколений мучающих русскую интеллигенцию, типа «Что делать?» и «Как быть?», она сочиняла и исполняла музыку, не связанную суровыми нитями с ортодоксальной советской эстрадой или со столь популярными в народе а-ля кабацкими шлягерами. «Високосное лето» в те дни застоя пропагандировало строгий образец западно-европейского арт-рока, сдобренного изрядной порцией психоделической поэзии. За что периодически подвергалось критике со стороны сторонников соцреализма… Но кайф «Високосного лета» и заключался в изящных гитарных соло, а не в пресловутых трех аккордах, в плотном звучании баса, неровном, иногда срывающемся вокале, или в чисто оперном исполнении композиции «по ролям», плюс – в образах стеклянных лебедей, похитителя снов и разоренной действительностью в лавке чудес… Звучали и веселые рок-н-роллы».

К сожалению, группа «Високосное лето» недолго просуществала – всего 6 лет и 10 месяцев (до весны 1979 года). Не имевшая подражателей, группа стала уникальным явлением московской и советской рок-сцены, продемонстрировавшая невероятно высокий композиторский и исполнительский уровень, о которой не забыли до сих пор.


Олеся Матвеева

Студентка Московского авиационного института (кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации»). Так как моя будущая профессия предполагает общение с людьми, я поставила себе цель – проверить и развить свои коммуникативные навыки. И, чтобы попробовать себя «в деле», я выбрала интервью.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Факультатив: искусственный человек
Покой нам только снился
Петр Мамонов вернулся
Леонид Ярмольник в прямом эфире канала «Москва-24»
Коротко
Легче на Луну слетать
Дитер Болен и его герои
Просто Кеннеди
Советую смотреть и не думать


««« »»»